"Евангельская тема в раннем кино" в Центральном доме художника
В праздничные дни в Центральном доме художника проходит кинопрограмма – «Евангельская тема в раннем кино». Для ретроспективы отобраны знаковые ленты эпохи немого кино, ставшие своего рода «точкой отсчета» для режиссеров послевоенной поры. Рассказывают «Новости культуры».
На редкий кинопоказ в Центральный дом художника зрителей созывают в Третьяковке. С билетом на выставку Николая Ге – вход свободный. Совмещать разного рода искусства в рамках одного проекта – это сейчас модно.
«Распространенная сейчас практика на больших выставочных проектах в Европе, в Америке у нас только начинается», – говорит куратор выставки «Что есть истина? Николай Ге» Татьяна Карпова.
Режиссеры начала ХХ века словно повторяют евангельские сюжеты Ге. Более подробно раскрывают эту вечную тему – греховности, покаяния, веры. В будке киномеханика особая атмосфера ответственности. За 50-летнюю практику Валентина Соколова впервые показывает фильмы на евангельские сюжеты, да и такой раритет бывает нечасто.
«Попросили нас аккуратно обращаться с фильмами, так как они в единственном экземпляре», – говорит она.
Эти бобины, словно золотые для директора музея кино Наума Клеймана. Большинство из этих фильмов в наше время видели только завсегдатаи Госфильмофонда.
«Без цвета, без звука, и тем ни менее это – настоящее искусство», – считает Клейман.
«Нетерпимость» в начале ХХ века показывали на всех континентах. Роскошный с огромным бюджетом он разорил своего режиссера Дэвида Гриффита, но и резонанс произвел небывалый.
«Он вошел в 12 лучших фильмов мира и не выходит из этого списка, – рассказывает Наум Клейман. – Это школа для нашего кино, все наши новаторы и Кулешов, Вертов, Пудовкин все учились на этой картине, что такое монтаж, что такое кадр, как полифонические действия».
Жизнь древнего Вавилона с гигантскими декорациями переплетается с душевной историей Христа, Варфоломеевской ночью и современным судебным несовершенством. Копировать американца Гриффита пытались многие. Приблизиться удалось датскому режиссеру Карлу Драйеру. Успех повторил немец Роберт Вине. Его фильм «INRI» - в России впервые. В главной роли - русский актер Григорий Хмара. До Христа он был Раскольниковым у этого же режиссера. В рамках кинопоказа есть и драмы, и почти современные голливудские сюжеты. Клейман знает: за немым кино не прошлое – будущее. Многие признают, современное кино – давно в тупике.