Телефильм Сергея Урсуляка "Жизнь и судьба"
Сталинградская битва станет одним из ключевых моментов двенадцатисерийного телевизионного фильма «Жизнь и судьба». По заказу канала «Россия 1» картину снимает Сергей Урсуляк. Для режиссера эта лента своего рода дебют – он никогда не снимал военных эпопей с масштабными батальными сценами. Съемочная группа буквально по крохам «собирает» натуру – Смоленщина, Самара, Петербург и подмосковная Кубинка, где расположен один из крупнейших музеев бронетанковой техники. Рассказывают «Новости культуры».
Пока ждут приказа – не вперед, а мотор, в который раз проверяют, как наложен грим, у танка – особый, чем больше грязи - лучше. Это сейчас Андрей Толстых в форме рядового, вообще-то он старший прапорщик запаса, и к тому же не актер, но без него эти сцены не снимут – просто машина не поедет – внутри за рычагом военные, актеры наверху.
Впереди Т34 76, получивший боевое крещение в самом начале, машина все не слушается – техника настоящая, старая – танк участвовал в параде Победы в 41-м, во время войны утонул в Псковской области, из болота его достали лишь в 2002 году, отреставрировали. По сценарию колонна еще только отправляется на Сталинградскую битву, и сейчас проезжает мимо своего командира.
Военное приветствие актер Евгений Дятлов называет – не просто ритуал, продолжение характера. Строевая подготовка в армии, роли капитанов в кино, пока не в кадре снабжает съемочную группу раритетным беломором, и еще пытается разобраться с автомобилем. Легендарный американец – армейский Виллис на ходу, но капризничает. Когда слышится главное – мотор, миг, и он уже полковник Новиков, один из главных героев в фильме.
«Он победитель в том смысле, что у него нет выбора, воин, делающий хорошо свое дело, уже победитель, а он воин», - говорит актер Евгений Дятлов.
Его танковый корпус во время Сталинградской битвы отличится особо, но как ему дастся этот бой, как вести вперед тех, кто с ним, когда самому кажется, что вот-вот упадет, когда узнает - женщина, которую любил, вдруг решила уйти. Характеры – удивительные, люди - несгибаемые, судьбы- невероятные, и победители, и жертвы, и вся правда того страшного времени. Ради этой правды режиссер Сергей Урсуляк учит то правильно вскидывать руку, то правдоподобно сидеть в тесной старой машине и уже привыкнуть, наконец-то, к танкам.
Дубль за дублем оттачивает сцену, эпизод с проездом танков на экране промелькнет, займет всего-то секунд десять, но в таком фильме – все сцены – важные. По такому роману, который был запрещен, арестован, впервые вышел на Западе, который трудно перечитывать, и которого так не хватает.
«Нашему кино и нашему телевизионному кино не хватает внимания к людям, настоящего сострадания к людям и ощущения нашей общности и общей истории и общей страны, вот этого, мне кажется, не хватает. И роман, и сценарий, написанный Володарским, дают это ощущение. Поэтому, я думаю, это будут смотреть, может быть, не все, но лучшая часть зрителя будет смотреть», - уверен режиссер Сергей Урсуляк.
Съемки по сложнейшему произведению Василия Гроссмана Сергей Урсуляк должен закончить в декабре. Режиссер, который до этого ничего военного не снимал, уже сейчас готовится к самому трудному для себя этапу – скоро начнутся съемки самой битвы.
Читайте также:
Сергей Урсуляк снимает телефильм «Жизнь и судьба»