10 октября 2011, 08:55 10 октября 2011, 09:55 10 октября 2011, 10:55 10 октября 2011, 11:55 10 октября 2011, 12:55 10 октября 2011, 13:55 10 октября 2011, 14:55 10 октября 2011, 15:55 10 октября 2011, 16:55 10 октября 2011, 17:55 10 октября 2011, 18:55

Марина Абрамович представила в Москве около пяти сотен перформансов

Марина Абрамович - одна из самых знаменитых среди современных художников. Накануне ретроспективной выставки в Москве Марина Абрамович подготовила сорок новых участников, которые способны воспроизвести ее исторические перформансы.

Марина Абрамович - одна из самых знаменитых среди современных художников. Перформансом начала заниматься в 70-ые годы. Ей удалось превратить этот вид искусства из маргинального в признанный музейными искусствоведами, университетскими профессорами и публикой. Постигать искусство в присутствии самого художника, через его действия, обмениваясь с ним энергией - она не устает учить этому и сегодня. Накануне ретроспективной выставки в Москве Марина Абрамович подготовила сорок новых участников, которые способны воспроизвести ее исторические перформансы. Рассказывают «Новости культуры».

Марина Абрамович осторожно проходит меж двух своих учеников в залы своей московской ретроспективы. За ней пойдут тысячи. Около миллиона зрителей было зарегистрировано на аналогичной ретроспективе Абрамович в МОМА – нью-йоркском музее современного искусства. Свою московскую выставку художница готовила лично – вербовала в свои ряды, и проводила военную подготовку тех, кто сможет повторить ее подвиг. Она придумала, как продлить жизнь эфемерного искусства, которое живет, пока действует художник. Назвала это ре-перформанс.

«Почему балеты Марты Грэм может танцевать не только она, а мои перформансы должны кануть в Лету с моим уходом? – задается вопросом Абрамович. – Перформанс сравним с танцем, но перформеров до сих пор не тренировали так, как тренируют танцовщиков».

Теперь ее тренированные московские ученики, как Марина Абрамович, оживляют своим дыханием скелеты. Звездой висят на стене. И заставляют зрителя почувствовать – решившись на встречу с искусством, будь готов столкнуться с обнаженным художником лицом к лицу. Марина Абрамович открыла им многое.

«Это пространство, которое находится внутри вас, и вне вас, и это мир энергии, которую никто не видит», – говорит перформер Евгений Кошелев.

«Эти пять дней сделали революцию в моей жизни, в моем самосознании», – добавляет перформер Дарья Набиева.

Как рассказывает перформер Надежда Кращук, «люди уходили, не выдерживали, это было очень сильное испытание».

Свой тренинг перформера Марина Абрамович разработала, объединив опыт аборигенов Австралии, индейцев Америки, тибетских монахов и, конечно, свой личный – опыт художника, который сорок лет доверял свое тело зрителю, откровенно проживая на людях любовь, стыд, боль и страх смерти. Но тренировать нужно не только художника, но и зрителя, считает она.

«Как воспринимать произведение, длящееся во времени, возможно, не один час? На что смотреть, как изменить ритм своего дыхания, как не только понять, но и почувствовать? Умение совладать с этими вопросами – базовый минимум зрителя перформанса», – рассказывает Абрамович.

Ей 65, но кажется, возраста у нее нет. Марина Абрамович создает произведения, которые могут длиться часами и годами только для одного, чтобы остановить время. Она описывает, что испытывала, когда много дней подряд по 8-10 часов сидела, глядя в глаза зрителя во время перформанса: «в присутствии художника изменяется сознание и физическое тело – обостренная восприимчивость и в то же время бесчувствие к боли, видишь как слепой, слышишь то, что внутри».

Опыт глаза в глаза с Мариной Абрамович многие описали как событие, изменившее их сознание и жизнь. Чтобы исследовать это чудо, она придумала новый перформанс – «Измерение магии взгляда». Премьера – в Москве. Два человека смотрят то друг на друга, то в пол, на головах датчики, на мониторах синхронизированные энцефалограммы.

Что происходит с мозгом одного человека, когда он смотрит в глаза другого, и на что они способны вместе – до Марины Абрамович этот вопрос науку не интересовал.

«Она подвигла нас на чистой воды эксперимент – мы, ученые, действительно пока не знаем, как объяснить синхронизацию двух сознаний, – говорит нейропсихолог из США Сьюзен Диккер. – Но по ее запросу мы разработали технологию, которая позволяет отслеживать этот процесс. Здесь в Москве соберем данные, сделаем попытку проанализировать».

Превратившая свою жизнь в искусство, наполнившее искусство своей жизнью, Марина Абрамович сегодня переживает одновременно состояние музеификации и становления классиком, и в то же время – своего рода расцвет, у нее по-прежнему есть идеи, она активно делится опытом, и не устает проповедовать свой вид искусства.

«Перформанс никогда не был о деньгах и славе, все-таки это самая нематериальная форма искусства, – считает Абрамович. – И поэтому она так востребована во времена экономических кризисов. Здесь нечего покупать, и это лучший способ показать чем на самом деле занимается искусство».

И в этом Марину Абрамович поддерживает куратор ее ретроспективы, знаменитый Клаус Бизенбах, не так давно проводивший в «Гараже» выставку «Сто лет перформанса».

«Наша жизнь постоянный апдейт – социальные сети, телевидение, все движется, все изменяется, – говорит он. – Перформанс – искусство, которое отвечает на вызов нашего времени. Оно дает чувство непосредственного приобщения смыслу, участия, личного контакта, создает точки покоя, помогает встретиться с собой».

Впереди два месяца присутствия Марины Абрамович в Москве.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация