27 сентября 2011, 18:36 27 сентября 2011, 19:36 27 сентября 2011, 20:36 27 сентября 2011, 21:36 27 сентября 2011, 22:36 27 сентября 2011, 23:36 28 сентября 2011, 00:36 28 сентября 2011, 01:36 28 сентября 2011, 02:36 28 сентября 2011, 03:36 28 сентября 2011, 04:36

"Страшный суд" церкви Спаса на Нередице в своем подлинном величии

Художники-реставраторы Новгородского музея заповедника реконструировали уникальную фреску церкви Спаса Преображения на Нередице.

Церковь Спаса на Нерtдице в окрестностях Великого Новгорода – одна из архитектурных жемчужин России. Она включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ее главным достоинством были фресковые росписи, покрывавшие всю внутреннюю поверхность стен. И если сам храм, разрушенный в годы Великой Отечественной, в 1950-е восстановили, то фрески воссоздают до сих пор. Очередная победа художников-реставраторов Новгородского объединенного музея заповедника и Санкт-Петербургского государственного университета – после длительных научных изысканий, с помощью современных технологий они создали живописную реконструкцию фрески «Страшный суд». Рассказывают «Новости культуры»

Уникальный храм, построенный в 1198 году, до ХХ века сохранился с минимальными разрушениями. В годы Великой Отечественной верхние части стен, своды и купол, редчайшие фресковые росписи были безвозвратно утрачены. От композиции «Страшный суд» сохранилось лишь пять процентов. Художник-реставратор Татьяна Ромашкевич информацию об этой росписи собирала по крупицам. Больше 20 лет посвятила изучению монографий и черно-белых фотографий, сделанных еще до войны, всей доступной литературы о церкви Спаса на Нередице. В сложной работе помогло и личное общение с автором последнего издания о Нередице Татьяной Шевяковой.

«Узнав, что мы делаем работы в Нередицком храме, она сказала: "Не верь тому, что пишут в книгах, что это суровый и мрачный памятник. Нередица – это праздник"», – вспоминает Татьяна Ромашкевич.

Новгородские и петербургские ученые строго следовали документальным данным. Был смоделирован компьютерный вариант реконстукции. Однако художники обошлись без трафаретов – писали вручную.

«Думали, что все сделает компьютер, засунем туда черно-белые фотографии, а компьютер все сам сделает, а ничего подобного. Искажения в ликах святых были такими серьезными», – делится руководитель проекта, заместитель директора Института искусств Факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Ласка.

Работа над «Страшным судом» продолжалась ровно год. Однако, как говорят ученые и художники, это только начало пути по реконструкции фресковой росписи церкви Спаса  на Нередице. Сегодня специалисты изучают документальный материал другой сцены – «Крещение».

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация