16 сентября 2011, 11:02 16 сентября 2011, 12:02 16 сентября 2011, 13:02 16 сентября 2011, 14:02 16 сентября 2011, 15:02 16 сентября 2011, 16:02 16 сентября 2011, 17:02 16 сентября 2011, 18:02 16 сентября 2011, 19:02 16 сентября 2011, 20:02 16 сентября 2011, 21:02

Десятилетняя история реставрации фресок Дионисия

Сохранение фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре войдет в историю как один из самых масштабных проектов в истории отечественной реставрации. Разработка особой методики и сам процесс консервации уникальной стенописи заняли не одно десятилетие. Итоги грандиозного труда подвели на конференции, которая собрала в Ферапонтово ученых, реставраторов и представителей духовенства.

Сохранение фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре войдет в историю как один из самых масштабных проектов в истории отечественной реставрации. Разработка особой методики и сам процесс консервации уникальной стенописи заняли не одно десятилетие. Итоги грандиозного труда подвели на конференции, которая собрала в Ферапонтово ученых, реставраторов и представителей духовенства. Рассказывают «Новости культуры».

В Ферапонтовом монастыре - необычная экскурсия. Сегодня фрески великого Дионисия смотрят не туристы, а те, кто эти росписи возрождал. Сегодня Собор Рождества Богородицы собрал несколько поколений реставраторов. Специалисты внимательно вглядываются в каждый сюжет. Краски свежи и играют всеми оттенками, несмотря на то, что прошло шесть веков. Чтобы законсервировать, то есть, закрепить фрески на стенах собора, потребовалось тридцать лет кропотливого труда, научных поисков и споров.

«Тридцатилетний реставрационный опыт изменил и сам музей. У нас появилась служба мониторинга – слежения за температурным режимом», - рассказывает директор Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Михаил Шаромазов.

Изучение фресок Дионисия раскрыли множество секретов мастера. Например, сегодня развеян миф о том, где Дионисий добывал краски. Долгие годы считалось, что у стен монастыря - вот здесь, на берегу Бородаевского озера.

«И мы теперь точно знаем, что это была не местная галька, а привозные краски. Он приобретал их на европейских рынках», - отмечает главный хранитель Собора Рождества Богородицы Елена Шелкова.

Говорили и о проблемах. Больше всего споров вызвал вопрос реставрации самого здания. Потоки туристов в Ферапонтово - и летом, и зимой. Фрескам нужна хорошая подсветка и, конечно, неустанный контроль за их состоянием.

«Это – хоть и тридцатилетний итог, но промежуточный. Следующий шаг – он тут же должен последовать. Не все проблемы решены в самом соборе. Главное – наладить службу мониторинга. Теперь уже не предвидится приезда реставраторов, но следить надо все равно», - говорит директор НИИ реставрации Александр Трезвов.

Реставраторы за свой труд и научные открытия получали награды от Министерства культуры. Ну а разговор о возрождении памятников они продолжат завтра, в Кирилло-Белозерском монастыре. 

Читайте также:

Консервация фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре близится к завершению

Стенопись Дионисия. История реставрации

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация