15 сентября 2011, 09:17 15 сентября 2011, 10:17 15 сентября 2011, 11:17 15 сентября 2011, 12:17 15 сентября 2011, 13:17 15 сентября 2011, 14:17 15 сентября 2011, 15:17 15 сентября 2011, 16:17 15 сентября 2011, 17:17 15 сентября 2011, 18:17 15 сентября 2011, 19:17

Номинанты на премию Кандинского-2011 представляют свои проекты в ЦДХ

Пятая юбилейная выставка работ номинантов на премию Кандинского открывается в Центральном доме художника. На первую негосударственную и самую щедрую награду в области современного искусства с общим призовым фондом - 57 тысяч евро – в этом году претендуют 40 авторов.

Пятая юбилейная выставка работ номинантов на премию Кандинского открывается в Центральном доме художника. На первую негосударственную и самую щедрую награду в области современного искусства с общим призовым фондом - 57 тысяч евро – в этом году претендуют 40 авторов. Корреспонденты «Новостей культуры» постарались составить беспристрастное мнение об экспозиции.

Выбор кандидатов в лауреаты премии Кандинского это всегда лотерея. В экспертный совет премии присылают анонимные работы без подписи автора. Таким образом, громкое имя не гарантирует попадание в лонг-лист, главный критерий отбора – качество самих работ. Среди тех, кто в этом году претендует на звание художника номер 1 – Алексей Кострома, который в последнее время живет и работает в Берлине. Мимо его молекулы, сконструированной из 4000 кульков из супермаркета, трудно было пройти мимо. Проект под названием УНО, что в переводе с итальянского значит «один» или «первый», поднимает и тему общества потребления, и проблему экологии.

«Если весь производимый пластик собрать в одно какое-то место, то можно им в дальнейшем обернуть всю Землю, – говорит художник. – То есть такие масштабы меня просто сильно впечатлили, и в данной ситуации я просто показал, каким образом Земля может быть загрязнена нашими пластиковыми отходами».

Премии Кандинского эта экологически чистая идеология должна быть не просто близка, она должна бы стать ее главным принципом – члены экспертного совета по идее как санитары леса должны выявлять очаги загрязнения в области современного искусства, иными словами отсеивать мусор, отделять пшеницу от плевел. Как и в любом парламенте, внутри премии есть разные партии с разными взглядами. Поэтому главный вопрос в конечном итоге – не выбор лауреатов, а выбор тех, кто делает выбор.

«Один художник, например, придерживается левых воззрений, а другой напротив страшный консерватор, – говорит член экспертного совета премии Кандинского Александра Обухова. – Мне это совершенно безразлично как профессионалу. Потому что я вижу умение работать с материалом, умение работать с дискурсами, с контекстами. Эти последние и являются основной чертой современного искусства, которое разомкнуто в общество».

В отличие от большинства западных премий, которые моментально открывают для лауреата двери в мир большого искусства, премия Кандинского помимо денежного приза не гарантирует почти ничего. Плодородный слой современного искусства в России, считают и кураторы, и художники, и арт-критики, пока слишком тонкий.

«Вот сейчас слышатся голоса, что русское искусство выглядит провинциальным в глазах американцев, но это не так на самом деле, потому что в России много интересных авторов, много интересных проектов, – считает куратор выставки Кирилл Алексеев. – Вопрос в том, что кроме нескольких музеев, премии Кандинского и нескольких ярких галерей мы не имеем такой выставочной политики, того, что называется рынком, в смысле не рынка продажи, а в смысле пространства некоего, нет этого».

От художников члены экспертного совета и члены жюри в этом году ждут инноваций. Ожидание подчеркивается строительной атрибутикой в оформлении выставки – боксы для инсталляций стилизованы под строительные бытовки. Но до сих пор выбор жюри премии Кандинского напоминал выбор в ресторане быстрого обслуживания с давно всем известным меню – из нескольких сэндвичей, если хочешь разнообразия, только – вкус сезона. За который, по всей видимости, в этом году отвечает художник Андрей Кузькин. На суд жюри он предлагает в этом году инсталляцию из жестяных коробок, в которые, если верить художнику, он спрятал все свое имущество, включая компьютер, одежду и произведения искусства. Коробки потенциальным приобретателям этой инсталляция, автор почему-то разрешает распечатать лишь через 29 лет. А вдруг это фикция и внутри пустота - а через столько лет, какой спрос?..
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация