7 декабря 2011, 09:48 7 декабря 2011, 10:48 7 декабря 2011, 11:48 7 декабря 2011, 12:48 7 декабря 2011, 13:48 7 декабря 2011, 14:48 7 декабря 2011, 15:48 7 декабря 2011, 16:48 7 декабря 2011, 17:48 7 декабря 2011, 18:48 7 декабря 2011, 19:48

85 лет со дня рождения Петра Вельяминова

В жизни Петра Вельяминова, создавшего десятки мужских образов "без страха и упрека", в классических лентах советского кинематографа, были девять лет и девять дней лагерей. И звание народного артиста уже состоявшийся народный кумир получил только в 1985 году – вместе со свидетельством о реабилитации.

Он мог бы сыграть Лукашина в «Иронии судьбы» - на кинопробы артиста пригласили лично Рязанов и Брагинский. Но позже отказались от этой идеи, объяснив – необходимая для роли «инфантильность» этому человеку несвойственна, не та судьба. В жизни Петра Вельяминова, создавшего десятки мужских образов «без страха и упрека», в классических лентах советского кинематографа, были девять лет и девять дней лагерей. И звание народного артиста уже состоявшийся народный кумир получил только в 1985 году – вместе со свидетельством о реабилитации. Сегодня со дня рождения актера исполняется 85 лет. Рассказывают «Новости культуры».  

Тогда ему сразу поверили, не только герои телесаги «Тени исчезают в полдень», но и советские зрители. Вельяминову приходили десятки тысяч писем с разных уголков страны с вопросом: «Подскажите, как наладить жизнь в нашем колхозе?». Стать «председателем» ему помог случай. Вельяминова попросили заменить актера в спектакле «Кандидат партии», на прогоне оказались бывшие проездом в Свердловске режиссеры -Краснопольский и Усков. Долгие поиски актера на роль Захара Большакова в тот же день прекратились – то, как Вельяминов по- человечески прожил скучную «партийную» роль, удивило и покорило обоих. Во время съемок фильма «Тени исчезают в полдень» Вельяминов снова и снова покорял всех своим самобытным талантом, своим врожденным мастерством.

«Когда Стешку уводят со свадьбы, я не знаю, кто еще мог так сыграть? У нас у всех в группе потекли слезы, я помню, как дублер отказался от сцены, когда председателя должны были тащить по снегу за лошадью. И он это сам все делал», - рассказывает режиссер, народный артист РСФСР Владимир Краснопольский.

Добиться разрешения снимать Вельяминова режиссерам было непросто. За плечами актера было девять лет и девять дней ГУЛАГа. Молодой потомственный дворянин Петр Вельяминов, упоминания о его роде встречается в хрониках Ярослава Мудрого, а его двоюродный дед был членом военного совета при Александре Первом, собирался поступать на архитектурный. Но шестнадцатилетнего школьника арестовали по обвинению в участии в мифической антисоветской организации.

«Он ходил в гости к девочке в школе, они дружили, а отец работал в институте, и в годы войны он не сдал радиоприемник, и все, кто заходил в квартиру, всех посадили», - отмечает актриса, дочь Петра Вельяминова Екатерина Вельяминова

За годы, проведенные в ГУЛАГе, Вельяминов освоил профессии кочегара, сантехника, и плотника. На одном из самодеятельных концертов прочитал отрывок из «Евгения Онегина», после чего его позвали в лагерный театральный коллектив. Первые гастроли актера Вельяминова прошли в 12 лагпунктах. В лагере он узнал и об аресте матери, не смог тогда вынести мучительной вести – пытался покончить жизнь самоубийством. Выйдя, наконец, на волю, случайно встретил отца, который к тому времени отбывал уже второй срок.

«Когда он вышел из лагеря, его на перекрестке ждал поезд, и в это время пришел поезд с заключенными. Из одного окна ему закричали: «Парень, дай закурить». Он подошел, дал сигарету и увидел – это его отец. Хотелось с ним поговорить, но все гудок, и поезд ушел», - объясняет режиссер, народный артист РСФСР Валерий Усков.

Парадоксально, как человек, ставший жертвой тоталитарного режима, сумел воплотить на экране идеального советского героя. Потомственный аристократ, бывший заключенный, после оглушительной первой роли в фильме « Тени исчезают в полдень» мастерски перевоплотился и в секретаря райкома в «Вечном зове», генерала КГБ в «Возвращении резидента». Впрочем, во всех своих персонажах он и искал, прежде всего, человека. Идеология оставалась за кадром.

«Как он это чувствовал – откуда он доставал эти крупные планы, эти глаза с такой усмешкой и всегда влажные. Сказать – его любили - это мало сказать», - уверен народный артист России Сергей Мигицко.

Про свои роли Вельяминов говорил: «Я создавал то, во что верил». А верил он в то, что благородство и честность – величины постоянные.

Читайте также:

Петр Вельяминов. 85 лет со дня рождения

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация