Секреты оперного искусства – на выставке в Музее имени Глинки
Если хотите знать, что такое опера, спросите у итальянцев. «That’s Оpera!» - так называется мультимедийная выставка, которая открывается сегодня в Музее музыкальной культуры имени Глинки. Уникальные экспонаты из коллекции крупнейшего итальянского музыкального издательства «Рикорди», отметившего двухсотлетие, уже три года путешествуют по лучшим выставочным площадкам мира. В Год Италии в России остановка в Москве. Рассказывают «Новости культуры».
Мировые гастроли этого масштабного итальянского проекта начались с Брюсселя. За три года выставка «Это – Опера!» объездила много стран. В России впервые. В Музее имени Глинки к музыкальной экспозиции готовились долго, прорабатывали детали, обсуждали, спорили. Выделили итальянцам сразу несколько залов, оформили их в черно-красной гамме. Всюду – фрагменты театрального занавеса как приглашение заглянуть за кулисы.
«Конечно, в каждой стране наша выставка выглядит по-разному. Это зависит от публики, ее предпочтений и симпатий – одних композиторов знают лучше, других – хуже. Но главное остается неизменным – мы показываем то, чего никто никогда не видел – уникальные экспонаты из частной коллекции известнейшего музыкального издательства Италии», - рассказывает куратор выставки Кика Риккью (Италия).
Некоторым архивным материалам более двухсот лет. В Италии все эти оперные сокровища увидят лишь на выставке «Экспо-2015». Потом организуют постоянную экспозицию в новом музее оперы в Вероне. Но пока выставка продолжает свое путешествие. Она состоит из пяти разделов. В зале «Либретто» – фотографии известных на весь мир либреттистов, художников, иллюстраторов, сценографов, дизайнеров костюмов. Здесь же – главные действующие лица – композиторы. Не только на фото, но и на пленке. Посетителя ждет много мультимедийных, интерактивных сюрпризов.
«Все, что здесь сделано, немножко не совпадает с нашими канонами, с нашими устоями, что и хорошо. Мы тоже учимся, мы смотрим, как это делают они. Мы с чем-то соглашаемся, говорим: "Ой, как здорово". А на некоторое говорим: "Нет, у нас так не делают". Они говорят: "Ну, это у вас, мы будем делать вот так"», - отмечает директор Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки Михаил Брызгалов.
Главный экспонат в этом зале, как ни странно, лежит на полу. Наброски, все в исправлениях, рисунках, схемах, – свежие сценографические идеи к одной из опер Верди. Это его почерк! А вот так эскизы декораций и реквизита превращаются в законченную композицию. Теперь зритель понимает, что такое сценография. Но, пожалуй, самые интересные залы – музыкальные.
«Это, конечно, новинка итальянская, зал называется «Партитуры». И на стенах вывешены партитуры из итальянских опер. А эта часть – озвучивает эти партитуры. Вы слышите сейчас из «Риголетто» арию Герцога, она льется вот из этого динамика, как из душа, а под ним стоит пюпитр с фрагментом клавира», - говорит главный хранитель Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки Наталья Тартаковская.
Переходя от пюпитра к пюпитру, можно услышать 12 фрагментов из самых знаменитых итальянских опер. И увидеть автографы великих композиторов. Эта витрина подготовлена для самого ценного экспоната, но уже не из итальянской, а из русской коллекции – недавно приобретенного на аукционе письма Глинки, написанного по-итальянски, датированного 33-м годом.
А в этом зале можно научиться читать дирижерскую партитуру. Интерактивная мини-выставка посвящена опере Пуччини «Мадам Баттерфляй». Открываем партитуру и можем не только проследить, как исполняется каждая нота, но и сравнить голоса известных оперных див, которые когда-то исполняли партию Мадам Баттерфляй – Каролина Уайет, Рената Тебальди и Мария Каллас.
И, конечно, зал костюма: от красочных эскизных набросков до фотографий легенд оперной сцены. Это – Энрико Карузо в опере Пуччини «Девушка с Запада» – 1910-й год, «Метрополитен-опера». А вот – девятью годами ранее – Федор Шаляпин в Ла Скала в партии Мефистофеля в одноименной опере Арри́го Бо́йто. Выставка открывает двери в мастерскую гениальных творцов, чтобы вместе с ними посетитель мог пройти весь путь – от зарождения идеи оперы до премьеры.