17 ноября 2011, 09:30 17 ноября 2011, 10:30 17 ноября 2011, 11:30 17 ноября 2011, 12:30 17 ноября 2011, 13:30 17 ноября 2011, 14:30 17 ноября 2011, 15:30 17 ноября 2011, 16:30 17 ноября 2011, 17:30 17 ноября 2011, 18:30 17 ноября 2011, 19:30

Секреты оперного искусства – на выставке в Музее имени Глинки

Если хотите знать, что такое опера, спросите у итальянцев. "That’s Оpera!" - так называется мультимедийная выставка, которая открывается сегодня в Музее музыкальной культуры имени Глинки. Уникальные экспонаты из коллекции крупнейшего итальянского музыкального издательства "Рикорди", отметившего двухсотлетие, уже три года путешествуют по лучшим выставочным площадкам мира.

Если хотите знать, что такое опера, спросите у итальянцев. «That’s Оpera!» - так называется мультимедийная выставка, которая открывается сегодня в Музее музыкальной культуры имени Глинки. Уникальные экспонаты из коллекции крупнейшего итальянского музыкального издательства «Рикорди», отметившего двухсотлетие, уже три года путешествуют по лучшим выставочным площадкам мира. В Год Италии в России остановка в Москве. Рассказывают «Новости культуры».

Мировые гастроли этого масштабного итальянского проекта начались с Брюсселя. За три года выставка «Это – Опера!» объездила много стран. В России впервые. В Музее имени Глинки к музыкальной экспозиции готовились долго, прорабатывали детали, обсуждали, спорили. Выделили итальянцам сразу несколько залов, оформили их в черно-красной гамме. Всюду – фрагменты театрального занавеса как приглашение заглянуть за кулисы.

«Конечно, в каждой стране наша выставка выглядит по-разному. Это зависит от публики, ее предпочтений и симпатий – одних композиторов знают лучше, других – хуже. Но главное остается неизменным – мы показываем то, чего никто никогда не видел – уникальные экспонаты из частной коллекции известнейшего музыкального издательства Италии», - рассказывает куратор выставки Кика Риккью (Италия).

Некоторым архивным материалам более двухсот лет. В Италии все эти оперные сокровища увидят лишь на выставке «Экспо-2015». Потом организуют постоянную экспозицию в новом музее оперы в Вероне. Но пока выставка продолжает свое путешествие. Она состоит из пяти разделов. В зале «Либретто» – фотографии известных на весь мир либреттистов, художников, иллюстраторов, сценографов, дизайнеров костюмов. Здесь же – главные действующие лица – композиторы. Не только на фото, но и на пленке. Посетителя ждет много мультимедийных, интерактивных сюрпризов.

«Все, что здесь сделано, немножко не совпадает с нашими канонами, с нашими устоями, что и хорошо. Мы тоже учимся, мы смотрим, как это делают они. Мы с чем-то соглашаемся, говорим: "Ой, как здорово". А на некоторое говорим: "Нет, у нас так не делают". Они говорят: "Ну, это у вас, мы будем делать вот так"», - отмечает директор Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки Михаил Брызгалов.

Главный экспонат в этом зале, как ни странно, лежит на полу. Наброски, все в исправлениях, рисунках, схемах, – свежие сценографические идеи к одной из опер Верди. Это его почерк! А вот так эскизы декораций и реквизита превращаются в законченную композицию. Теперь зритель понимает, что такое сценография. Но, пожалуй, самые интересные залы – музыкальные.

«Это, конечно, новинка итальянская, зал называется «Партитуры». И на стенах вывешены партитуры из итальянских опер. А эта часть – озвучивает эти партитуры. Вы слышите сейчас из «Риголетто» арию Герцога, она льется вот из этого динамика, как из душа, а под ним стоит пюпитр с фрагментом клавира», - говорит главный хранитель Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки Наталья Тартаковская.

Переходя от пюпитра к пюпитру, можно услышать 12 фрагментов из самых знаменитых итальянских опер. И увидеть автографы великих композиторов. Эта витрина подготовлена для самого ценного экспоната, но уже не из итальянской, а из русской коллекции – недавно приобретенного на аукционе письма Глинки, написанного по-итальянски, датированного 33-м годом.

А в этом зале можно научиться читать дирижерскую партитуру. Интерактивная мини-выставка посвящена опере Пуччини «Мадам Баттерфляй». Открываем партитуру и можем не только проследить, как исполняется каждая нота, но и сравнить голоса известных оперных див, которые когда-то исполняли партию Мадам Баттерфляй – Каролина Уайет, Рената Тебальди и Мария Каллас.

И, конечно, зал костюма: от красочных эскизных набросков до фотографий легенд оперной сцены. Это – Энрико Карузо в опере Пуччини «Девушка с Запада» – 1910-й год, «Метрополитен-опера». А вот – девятью годами ранее – Федор Шаляпин в Ла Скала в партии Мефистофеля в одноименной опере Арри́го Бо́йто. Выставка открывает двери в мастерскую гениальных творцов, чтобы вместе с ними посетитель мог пройти весь путь – от зарождения идеи оперы до премьеры.

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России">>>

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация