Петербург вспоминает Достоевского
Торжества в честь 190-летия со дня рождения Достоевского начались сегодня в Петербурге. Прологом к ним стало открытие в Музее-квартире писателя выставки «"Бесы". 20 лет жизни и становления спектакля». Экспозиция посвящена юбилею постановки Льва Додина в Малом драматическом театре. Еще один юбилей – 40-летие – отмечает сама мемориальная квартира, в которой классик провел последние годы жизни – с 1878 по 1881 годы. Здесь он написал роман «Братья Карамазовы», часть «Дневника писателя» и пережил пик своей славы. Рассказывают «Новости культуры».
Обычная парадная обычного петербургского дома в Кузнечном переулке. Разве что немного удивляет объявление с просьбой не мусорить от нарисованного бородатого человека в длинном пальто. C черной лестницы тоже можно попасть в квартиру Федора Михайловича Достоевского.
«У меня большая семья, не так часто мне удается сюда вырваться», – признается правнук великого писателя. Он приходит в этот дом, как в свой собственный. Шкаф из красного дерева Дмитрий Достоевский подарил музею, а черно-белые снимки на стенах он разглядывал еще в молодости. Искал сходство с прадедом.
«Вот портрет. Если снять с меня бороду или в молодости на меня посмотреть, то у меня такой же безвольный подбородок, как у моего деда», – замечает он.
Однажды, 40 лет назад, Дмитрий Достоевский помогал готовить музей к открытию, опоздал на метро и заночевал прямо в личном кабинете прадеда. Не то во сне, не то наяву явился ему тогда Федор Михайлович и растолковал правнуку, как понимать хрестоматийную дилемму Раскольникова – «Тварь я дрожащая или право имею?».
«Он мне разъяснил, что главное в этом романе не его мучения от убийства, а то, как он после будет жить», – вспоминает Дмитрий Достоевский.
Как понимать подтексты Достоевского сегодня – об этом они готовы спорить до хрипоты. Люди, которые посвятили свою жизнь изучению творчества писателя собрались на научных юбилейных чтениях.
«"Идиот" – просто минное моле достоевистики, противоположные точки зрения. Одни рассматривают князя Мышкина как христоподобного человека, другие чуть ли не Антихристом его величают», – поясняет президент Российского общества Достоевского Борис Тихомиров.
На карандашном наброске – кроткий князь Мышкин. Это иллюстрация середины ХХ века. Рядом он же, только в трактовке совсем молодой художницы. Князь-Христос с тонкими чертами лица. Коллекцию иллюстраций к произведениям Достоевского собирают с первых дней существования музея.
«Новый ракурс находят. Понимаете, каждый раз его воспринимают по-разному разные поколения читателей. В каком-то смысле происходит постоянное открытие для себя Достоевского разными людьми», – замечает директор Литературно-мемориального музея Достоевского НатальяАшимбаева.
Исследователи говорят: пускай меняются темы «юбилейных» выставок, даже экспонаты в выставочных залах. Лишь бы сохранялся дух квартиры, где Достоевский провел последние годы жизни. Его шляпа в прихожей, портсигар на столе. Так будет, наверное, еще много веков. Северную столицу все еще будут делить на Петербург парадный и Петербург Достоевского. И так же будут отбивать каждый час английские часы в гостиной
писателя.
Читайте также:
Кто разгадает код Достоевского?