Кадровая проблема российского кинематографа: как покрыть дефицит профессионалов киноотрасли?
Отечественной киноотрасли не хватает профессионалов. Существующая система подготовки кадров не справляется с вызовами времени. Ассоциация кинопродюсеров бьет тревогу и предлагает проект альтернативных образовательных площадок. На них сценарному, режиссерскому и продюсерскому делу будут обучать по американским методикам. Этот проект представители профессионального сообщества обсуждали сегодня на «круглом столе», посвященном перспективам кинообразования в России. Рассказывают «Новости культуры».
Кинопродюсерам так нужны кадры – не просто талантливые, а профессиональные, эффективные. Таких в России не делают, считает Сергей Сельянов, председатель ассоциации теле- и кинопродюсеров России.
«Сегодняшняя система образования настроена на развитие творческих личностей – художников, и абсолютно не занимается профессией, ремеслом», - говорит он.
Сергей Сельянов, сам выпускник сценарного факультета ВГИКа, говорит: «Да! Мастера – это прекрасно! Но ведь продукт мастерских – эффект случайный, индивидуальный, здесь шаблонам не учат, а потому и нет среднего, добротного, зрительского кино».
«Существенная часть российских картин слаба, потому что слабо рассказана история, потому что нет сценария», – считает он.
Проблема не только в качестве кино-профессионалов, но и в их количестве.
«Система кинообразования отстала не только от американских образцов, но от потребностей нашей киноотрасли», – полагает заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев.
В советские 70-е в год выпускалось 150 игровых фильмов и 80 часов сериалов, сегодня – фильмов меньше, около ста, зато сериалов – в 60 раз больше: 5 тысяч часов, плюс музыкальное видео, плюс реклама. Снимать все это, где только не учат, но главный вуз по-прежнему – ВГИК. Он сегодня обрастает новыми корпусами, оснащается технологически, но к содержанию образования, что дается здесь, вопросов много даже у тех, кто во ВГИКе преподает. Алексей Учитель с трудом добился того, что студенты его мастерской драматургию изучают не год, а три, и фильмов снимают не один в год, а два.
«Надо заниматься практическим обучением, а не теоретическим, вот тот вывод, который я сделал для себя», – говорит Учитель.
Алексей Учитель предлагает построить в Петербурге Центр дебютного кино – стартовую площадку для выпускников кино-вузов. А вот Сергей Сельянов против практики «переучивать», «учиться на ошибках» – предлагает строить новую сеть альтернативного кинообразования по голливудским методикам. Этот проект – вполне рабочий, ассоциация кинопродюсеров ведет переговоры с американскими вузами об учебных программах. Есть и примерный бюджет.
«Минимум, который нужен на старте программы – 60 миллионов рублей на первый год», – полагает Анна Крутова, советник правления Ассоциации теле- и кинопродюсеров России.
В федеральную целевую программу «Культура России» с 2012 до 2016 года строка о создании альтернативных кинообразовательных площадок внесена. В первом чтении утверждена сумма, которую министерство культуры предлагает на это потратить: 89 миллионов рублей на пять лет. Это меньше, чем нужно на запуск проекта. Но Григорий Ивлиев считает – возможно финансирование и из других статей бюджета: «У нас есть механизмы не только через Министерство культуры, у нас есть «Фонд кино», господдержка кинематографии».
Будет ли кино признано настолько стратегической отраслью, что в решении ее кадровых проблем примут решение не только министерство культуры и министерство образования, покажет будущее.
Читайте также:
Сергей Сельянов: Российский кинематограф испытывает нехватку творческих кадров