9 ноября 2011, 18:30 9 ноября 2011, 19:30 9 ноября 2011, 20:30 9 ноября 2011, 21:30 9 ноября 2011, 22:30 9 ноября 2011, 23:30 10 ноября 2011, 00:30 10 ноября 2011, 01:30 10 ноября 2011, 02:30 10 ноября 2011, 03:30 10 ноября 2011, 04:30

В Казани проходит музыкальный фестиваль в честь Софии Губайдулиной

"Она непонятная, и поэтому – явление", – говорил о Софии Губайдулиной Альфред Шнитке. Однако из-за фестиваля, устроенного в Казани в ее честь, непонятная София Асгатовна сделала исключение. Из своей тихой деревни под Гамбургом, где ей лучше всего удается концентрироваться и работать, Губайдулина прилетела в город своей юности.

«Она непонятная, и поэтому – явление», – говорил о Софии Губайдулиной Альфред Шнитке. Однако из-за фестиваля, устроенного в Казани в ее честь, непонятная София Асгатовна сделала исключение. Из своей тихой деревни под Гамбургом, где ей лучше всего удается концентрироваться и работать, Губайдулина прилетела в город своей юности. Там сейчас продолжаются концерты фестиваля «Concordia», что в переводе с латинского значит – «Согласие». Он посвящен юбилею композитора. Рассказывают «Новости культуры».

В родном доме, в квартире своих родителей, она не была более десяти лет. Уже с порога вспоминает, как во время войны продолжала заниматься в музыкальной школе. Когда София Губайдулина заходит в восстановленные буквально из руин комнаты, ее встречают одногруппники, с которыми в студенческие годы она здесь часто проводила время. Теперь в Доме-музее открыт Центр современной музыки, где занимаются юные художники и музыканты.

 Ее ноты звучат будто по-другому. Другая музыка, эксперимент, который уносит слушателя в лабиринты губайдулинских миров. Ее музыку невозможно слушать для моды или для галочки. Каждый звук у Губайдулиной имеет свое назначение в симфонии унисонов и обертонов.

Когда София Асгатовна узнала, что Государственный симфонический оркестр Татарстана создает фестиваль современной музыки ее имени, то сразу приняла приглашение. На первой репетиции Губайдулина тщательно сравнивает услышанное с партитурами. Музыканты заметно волнуются. Конечно, когда еще исполнишь такую сложную музыку в присутствии композитора.

«Она создает одним своим присутствием очень доброжелательную атмосферу. Поэтому не возникает никаких нервных моментов, все спокойно», – говорит художественный руководитель Государственного симфонического оркестра Татарстана Александр Сладковский.

«У нее мир музыки, и даже дома, когда я у нее бывал, все разговоры – только о музыке. Она очень строга к себе, не позволяет просто так потратить время», – замечает заместитель председателя Союза композиторов России Рашид Каллимуллин.

Экспериментатор, философ, самый загадочный и смелый композитор, София Губайдулина спустя 20 лет после переезда за границу получает звание почетного гражданина Казани, где прошло детство и были написаны первые произведения сталинской стипендиантки Губайдуллиной.

Еще во время учебы в Казанской консерватории, как позже скажут, она пошла «неправильным путем». В 1970-х вошла в черный список семи опальных отечественных композиторов, что для человека, создающего музыку означало только одно: эту музыку никто не услышит. Теперь ее произведения звучат в лучших залах Австрии, Германии, Франции и Японии. Она пишет исключительно на заказ и ничуть не жалеет об этом.

«Это все-таки лучше, чем писать и не знать, что это исполнят. Потому что очень большая часть моей жизни проходила так, что сочинение сочиняется, а реальность исполнения закрыта», – поясняет композитор.

Автор более ста произведений для оркестров, солистов, ансамблей, театра и кино уже 20 лет живет в городке Аппен под Гамбургом. Губайдуллина говорит, когда в городе всего две улицы, а вокруг до горизонта луга, так легче дышать и легче творить. Софию Губайдулину спрашивают, могла бы она жить в России, Губайдуллина отвечает: смогла бы, но в другой жизни, где еще не написаны многие партитуры, которые она должна подарить слушателям.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация