18 января 2006, 13:55 18 января 2006, 14:55 18 января 2006, 15:55 18 января 2006, 16:55 18 января 2006, 17:55 18 января 2006, 18:55 18 января 2006, 19:55 18 января 2006, 20:55 18 января 2006, 21:55 18 января 2006, 22:55 18 января 2006, 23:55

"Броненосец Потемкин" - 80 лет спустя

"Броненосец Потемкин" собирает полные залы и сегодня, 80 лет спустя, во всех уголках земного шара. А кадры расстрела мирных жителей на одесской лестнице стали хрестоматийными. "Потемкин" - один из самых необходимых фильмов в истории кино. И каждая кинематографическая эпоха находит в картине новые, неиспользованные возможности.
Сегодня исполняется 80 лет со дня первого публичного показа фильма "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна. Говорят, с этой картины началось киноискусство. В XXI веке "Потемкина" назвали "лучшим фильмом всех времен и народов". Сегодня эту ленту сочли бы блокбастером – однако специалисты утверждают, что считать надо не доходы с продажи кинокопий, видеокассет и DVD, а то, на скольких зрителей и профессионалов повлиял немой фильм Сергея Эйзенштейна. О легендарном фильме –"Новости культуры".

Первый публичный показ фильма "Броненосец Потемкин" состоялся ровно 80 лет назад, 18 января 1926-го года в кинотеатре "Художественный". Правда, тогда кинотеатр назывался "Государственный электротеатр". За первые три недели проката только в Москве картину посмотрели 300 тысяч человек.

В день премьеры фасад кинотеатра украсил макет "Броненосца Потемкина". Вот кадры хроники – потрясенные зрители аплодируют Сергею Эйзенштейну. А вот так выглядел первый плакат фильма – работы Родченко. "Броненосец Потемкин" - гордость советской кинематографии".

Эйзенштейн говорил: "Потемкин действует как драма, но построен, как хроника". Режиссер нарушил общепринятые каноны – в "Броненосце Потемкине" не было ни любовной истории, ни звезд в главных ролях. А монтаж сегодня назвали бы клиповым.

Наум Клейман, директор Музея кино: "Там есть главное – призыв к человечности. На самом деле, это фильм не о революции. Революция – материал. А фильм о том, почему революции происходят, и происходят они не оттого, что народ нищий. А оттого, что унижено человеческое достоинство".

Архивные материалы и фотографии со съемочной площадки хранятся в научно-мемориальном кабинете Сергея Эйзенштейна. Знаменитый момент – тогда еще ассистент режиссера Григорий Александров, который сыграл в картине офицера Гиляровского, стреляет в матроса Вакулинчука.

Наум Клейман, директор Музея кино: "И даже сам Эйзенштейн дублировал священника, момент падения в люк, чтобы не заставлять священника падать, сам загримировался и совершил полет".

Справедливости ради нужно сказать, что у "Потемкина" было две премьеры. Первый и официальный показ состоялся в декабре 1925-го, в Большом театре, на праздновании двадцатилетия революции 1905-го года. Изначально фильм не собирались выпускать в прокат, он предназначался для клубных и лекционных просмотров.

Наум Клейман, директор Музея кино: "Никто не верил, что фильм без любовного треугольника завоюет публику, но когда фильм прошел в Большом театре, и Маяковский его увидел, рассказывают, что Маяковский пришел к руководителю тогдашней кинематографии со своей палкой, стучал об пол и говорил, что поднимет скандал, если фильм не будет напечатан тиражом и выпущен на широкий экран".

Вот фотография, сделанная на следующий день после премьеры в Большом театре. Тогда 27-летний режиссер Сергей Эйзенштейн записал в дневнике: "Проснулся знаменитым".

"Броненосец Потемкин" собирает полные залы и сегодня, 80 лет спустя, во всех уголках земного шара. А кадры расстрела мирных жителей на одесской лестнице стали хрестоматийными. "Потемкин" - один из самых необходимых фильмов в истории кино. И каждая кинематографическая эпоха находит в картине новые, неиспользованные возможности.


Шедевры старого кино. Сергей Эйзенштейн. "Броненосец Потемкин"

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация