Скончался пианист Наум Штаркман. На его безупречной игре выросло не одно поколение любителей музыки во всем мире. Гастрольные туры Штаркмана охватывали всю планету, при этом он никогда не забывал о тех, кто ждал его выступлений по всей России, вдали от столиц и престижных площадок. Ученик великого пианиста-педагога, он и сам воспитал много талантливых учеников. Но специалисты всегда говорили, что знаменитый звук Наума Штаркмана не удается воспроизвести никому.
"Рафаэль фортепиано", "рафинированный лирик" - так называли Наума Штаркмана. В его репертуаре не было белых пятен – кроме, пожалуй, музыки современных композиторов. Штаркман был настоящим классическим пианистом.
Виртуозная исполнительская техника, точный, рельефный звук, собранность, сосредоточенность, и в то же время – бешеный темперамент. Наум Штаркман – эпоха в истории отечественной фортепианной школы. В Московской консерватории он был учеником Константина Игумнова, который передал Штаркману секрет "пения на рояле". Штаркман вспоминал: "Когда я был молод, я даже не думал, что кто-то будет называть меня лириком-шопенистом. Я был пианист быстрый, громкий. Но когда я поступил к Игумнову, то он на одном из первых уроков сказал мне: "Ты же лирик!". Для меня это было неожиданно и я даже не поверил".
Наум Штаркман начал выступать с концертами в 11 лет. Он гастролировал по всему миру – от Колумбии до Японии. Но собственный рояль появился у Штаркмана, когда ему было уже 30 – к тому времени он стал лауреатом трех международных конкурсов.
"Я люблю это состояние на сцене, когда в зале тихо, когда меня слушают, - говорил пианист. – Это мне нужно. Но в последние годы я стал любить записываться тоже. Первые годы я ужасно волновался. Меня так научили, что не надо 2 раза сыграть одинаково, и я не умею 2 раза сыграть абсолютно точно. Поэтому меня трудно монтировать".
Внимание к деталям – вот что отличало игру этого блестящего пианиста. Например, играя Шопена, Наум Штаркман помнил о том, что композитор любил красиво одеваться и шил свои костюмы у самого дорогого портного в Париже. А своим ученикам Штаркман не уставал повторять: "Чтобы играть – нужно влюбиться в каждую ноту".
Читайте также:
Ушел из жизни Наум Штаркман.
"Рафаэль фортепиано", "рафинированный лирик" - так называли Наума Штаркмана. В его репертуаре не было белых пятен – кроме, пожалуй, музыки современных композиторов. Штаркман был настоящим классическим пианистом.
Виртуозная исполнительская техника, точный, рельефный звук, собранность, сосредоточенность, и в то же время – бешеный темперамент. Наум Штаркман – эпоха в истории отечественной фортепианной школы. В Московской консерватории он был учеником Константина Игумнова, который передал Штаркману секрет "пения на рояле". Штаркман вспоминал: "Когда я был молод, я даже не думал, что кто-то будет называть меня лириком-шопенистом. Я был пианист быстрый, громкий. Но когда я поступил к Игумнову, то он на одном из первых уроков сказал мне: "Ты же лирик!". Для меня это было неожиданно и я даже не поверил".
Наум Штаркман начал выступать с концертами в 11 лет. Он гастролировал по всему миру – от Колумбии до Японии. Но собственный рояль появился у Штаркмана, когда ему было уже 30 – к тому времени он стал лауреатом трех международных конкурсов.
"Я люблю это состояние на сцене, когда в зале тихо, когда меня слушают, - говорил пианист. – Это мне нужно. Но в последние годы я стал любить записываться тоже. Первые годы я ужасно волновался. Меня так научили, что не надо 2 раза сыграть одинаково, и я не умею 2 раза сыграть абсолютно точно. Поэтому меня трудно монтировать".
Внимание к деталям – вот что отличало игру этого блестящего пианиста. Например, играя Шопена, Наум Штаркман помнил о том, что композитор любил красиво одеваться и шил свои костюмы у самого дорогого портного в Париже. А своим ученикам Штаркман не уставал повторять: "Чтобы играть – нужно влюбиться в каждую ноту".
Читайте также:
Ушел из жизни Наум Штаркман.