19 декабря 2005, 13:38 19 декабря 2005, 14:38 19 декабря 2005, 15:38 19 декабря 2005, 16:38 19 декабря 2005, 17:38 19 декабря 2005, 18:38 19 декабря 2005, 19:38 19 декабря 2005, 20:38 19 декабря 2005, 21:38 19 декабря 2005, 22:38 19 декабря 2005, 23:38

Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы

16 декабря в филиале Государственного Русского музея Строгановском дворце открывается экспозиция "Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы". В двух залах анфилады второго этажа представлены памятники прикладного искусства, иконописи и лицевого шитья из фондов ГРМ, связанные с представителями рода Строгановых.
16 декабря в филиале Государственного Русского музея Строгановском дворце открывается экспозиция "Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы". В двух залах анфилады второго этажа представлены памятники прикладного искусства, иконописи и лицевого шитья из фондов ГРМ, связанные с представителями рода Строгановых.

Расположение выставки не случайно — именно в залах анфилады второго этажа до революции хранились многочисленные коллекции графов Строгановых, среди которых были картины западноевропейских и русских художников, скульптура, иконы и семейные реликвии.

Состав выставки разнообразен. Это и "эталонные" произведения — небольшие подписные иконы, относящиеся к так называемой "строгановской школе" иконописи, и памятники лицевого шитья, исполненные женами "именитых людей" Строгановых, и работы усольских ремесленников, изготавливавших в строгановских вотчинах превосходные изделия с эмалями.

"Строгановская школа" — условный термин, характеризующий одно из стилистических направлений в русской иконописи рубежа XVI–XVII веков, культивировавшееся представителями рода Строгановых. Эти небольшие (так называемые "пядничные") иконы отличаются исключительным разнообразием сюжетов, усложненными, изобилующими деталями композициями, тщательностью и виртуозностью художественного исполнения. Появление этого направления было связано с Москвой и особо импонировало вкусам "именитых людей". Принадлежность икон Строгановым определяется особыми владельческими знаками (метками), нанесенными на тыльные стороны иконных досок. Заказные строгановские иконы исполнялись как в Москве, так и в вотчинных строгановских мастерских — сольвычегодских "иконных горницах" и предназначались для вкладов во многие русские храмы.

Одним из самых ранних произведений строгановского лицевого шитья, включенных в экспозицию, является шитая плащаница, в 1592 г. вложенная в домовый храм Строгановых — Благовещенский собор Сольвычегодска от имени Никиты Григорьевича Строганова. Это древнейший среди дошедших до наших дней памятник строгановского лицевого шитья, сохранивший на полях вкладную и литургическую надписи.

С особой полнотой представлены на выставке произведения шитья XVII в. — продукция златошвейной мастерской Анны Ивановны, жены Дмитрия Андреевича Строганова. Превосходные по качеству пелены, покровы, детали священнических облачений предназначались для вкладов в многочисленные церкви и монастыри, в том числе в Соловецкий, откуда происходят несколько произведений, отобранных для экспозиции.

Раздел семейных реликвий Строгановых открывает деревянный крест конца XVI — начала XVII в., вырезанный из "гробной доски" князей Василия и Константина Ярославских. Вложенный в драгоценную ставротеку (крестохранилище) он в 1610 г. был пожертвован Никитой Григорьевичем Строгановым в Благовещенский собор Сольвычегодска и до XIX в. входил в состав его драгоценной ризницы. Наряду с памятниками церковного искусства в экспозицию включен ряд произведений личного обихода "именитых людей". Серебряные ковши и чарки сохранили имена владельцев — Максима Яковлевича, Дмитрия Андреевича и Григория Дмитриевича Строгановых.

Судьбы произведений, собранных в Строгановском дворце, различны и, в то же время, удивительно схожи. Многие из них утратили связь с Сольвычегодском и Строгановыми еще в XIX веке, когда опустошительный пожар нанес невосполнимый ущерб Благовещенскому собору. Особенно пострадали его многочисленные приделы, имевшие собственные иконостасы. В 1820-х гг. под предлогом сбора средств на ремонт храма нерадивое духовенство начало распродажу старинных икон и утвари.

Спасти "родовую святыню" от гибели и распыления помогли энергичные действия графа Сергея Григорьевича Строганова (1794–1882). В 1847 г. он вывез в Москву часть распроданных икон храма. Впоследствии они были перемещены в Петербург в Строгановский дворец, где с XVIII века постепенно сосредотачивались разнообразные коллекции семейства Строгановых. Здесь же среди других сокровищ в XIX в. хранились серебряные чарка и ковш Максима Яковлевича Строганова и каповый ковшик "именитых людей"; отдельные произведения мелкой каменной и пластики. Незадолго до смерти, верный семейным традициям меценатства, С. Г. Строганов пожертвовал часть своих коллекций музеям Общества поощрения художников и С.-Петербургской Духовной академии. В составе этих собраний они и поступили в Русский музей.

С массовыми распродажами имущества Благовещенского собора Сольвычегодска было связано появление в Петербурге еще трех драгоценных вещей: плащаницы "Положение во гроб" 1592 г., пелены "Царевич Димитрий" 1656 г. и резного креста 1610 г. Еще в середине XIX в. хранившиеся в Сольвычегодске памятники были вывезены в Петербург и обрели новых владельцев. Ставшая собственностью императорской семьи плащаница в 1884 г. была передана в церковь Аничкова дворца; пелена, приобретенная в феврале 1880 г. императором Александром II у исследователя древностей Павлова для Музея Общества поощрения художников, заняла место в экспозиции музея; крест-реликварий оказался в частной коллекции Н. П. Лихачева. В конце 1923 г. эти памятники впервые соединились на организованной Художественным отделом Русского музея выставке произведений "строгановской школы", и с тех пор бережно сохраняются в коллекции древнерусского искусства ГРМ.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация