В Москве вручили премию "Душа России"
Перевести абстрактное понятие во вполне предметную форму позволяет премия "Душа России". Она учреждена правительством России за вклад в развитии народного творчества и присуждается коллективам, а также отдельным мастерам, которые посвятили себя сохранению и развитию народных художественных традиций. Вклад лауреатов оценивается в пяти номинациях: "Народная музыка", "Народное пение", "Народный танец", "Традиционная народная культура", "Народный мастер". Рассказывают "Новости культуры".
Многие, кто пришел сегодня на работу в Министерство культуры, родные коридоры сразу не узнали. Перед залом, где проходят конференции и совещания, – расшитые золотом и жемчугом книги, берестяные шкатулки. Татьяна Вязова предупреждает: пока не наденет платок и обязательно фартук – бранное ткачество XIX века, никаких разговоров на камеру. Из Великого Устюга в Москву ее снаряжали всем устюжским домом культуры, специальный ручной работы костюм Русского Севера. Приехала, признается, не просто за наградой – показать то, за что ей эту награду вручают.
"Вот на такие вещи интересные, какие-то душевные. Да, их очень немного, потому что их много сделать невозможно. Здесь работаешь над ними, вкладываешь душу, и никогда уже второй такой не будет. Она одна, все, не будет такой никогда", – заверяет мастер шемогодской резьбы по бресте (Великий Устюг, Вологодская область).
Пока ее спрашивают, тяжело ли женщине резать по бересте ножом или шилом, рядом можно увидеть пример уже другой традиции – музыкальной. Сохраняют ее сейчас, в основном, тоже женщины. Это только на Руси на гуслях играли мужчины, уверяет Вера Кудрявцева, руководитель псковского ансамбля гусляров. Последние лет тридцать у нее на занятиях почти всегда ученицы. Но на гармошке, которую назвали ливенская (от города Ливны) в Орловской области играют все, говорит Виталий Демидов. Легкая, полтора килограмма, с особым звуком – один и тот же, когда гармошка разжимается и сжимается.
"Эта гармошка появилась там, и даже упоминания есть такие, что на ярмарку в Ливны приезжали Толстой, Фет, Бунин, чтобы послушать эту ливневскую гармошку, которую ливневские мастера сделали", – отмечает художественный руководитель ансамбля "Ливенские гармошки" Виталий Демидов.
Многие хоть и приехали из разных и дальних регионов страны, но в зал на саму церемонию, кажется, не торопятся. Собиратель дагестанского эпоса Шавлух Ибадуллаев и вовсе не может оторваться от рук Татьяны Пресновой. Секреты знаменитого михайловского кружева она все-таки не откроет. Держа в голове уникальную схему плетения, подсчитывая количество нитей, удивительно – еще и будет говорить стихами.
"Михайловское кружево веками не завьюжено, и с каждым поколением расцвеватет вновь. Оно под песню сложено, в него от сердца вложена красота душевная и вечная любовь", – декламирует она.
Получая награду Татьяна Преснова поклонится низко, признается – это премия всему коллективу с таким редким сейчас названием "Труженицы". Галина Федотова в костюме из оленьих шкур, который у себя на Камчатке она надевает на праздники, станцует танец эвенов. Галина Долгушина, руководитель ансамбля "Ветерок" из Кирова, не сдержится и трогательно попросит заместителя министра культуры России Андрея Бусыгина: "Андрей евгеньевич можно с вами сфотографироваться?".
Андрей Бусыгин, поздравляя лауреатов, скажет: "Каждый, кто получает сегодня награду, сохраняет традиции российской культуры". Каждый и есть ее душа. Многонациональная, особенная, широкая, которая конечно, не может удержаться от танца даже на официальной церемонии.
Новости культуры