Такого не увидишь и не услышишь ни в одной точке мира. В якутское село Сунтар съехались в эти дни тысячи гостей – на Международный фольклорный фестиваль. "Шедевром нематериального культурного наследия человечества" признало ЮНЕСКО якутский героический эпос, объявив 2006-ой – годом Олонхо. А на древней земле появился красочный фестиваль. Рассказывают "Новости культуры".
Вот так звучит наша Земля. Во всяком случае, азиатская ее часть, представители которой съехались на фольклорный фестиваль в якутский Сунтар. От Европы - только эстонский ансамбль трех поколений. Если сесть посередине поляны, на которой звучат якутские напевы, японский хамус и корейские барабаны, - можно услышать этническую фугу Земли. Здесь властвует фольклорная полифония.
Открытие фестиваля, который проходит одновременно со спортивными играми народов Якутии, а также новогодним праздником Ысых, – может сравниться по масштабу с грандиозным событием в многомиллионном городе. Не веришь, что все это происходит в маленьком селе Сунтар.
Впереди – интереснейшая конкурсная часть фестиваля. В ней участвуют только якуты. Трехдневная программа, где в несколько туров выбираются лучшие исполнители в жанрах якутского певческого искусства. Прежде всего, это тоюк - развернутая эпическая импровизация.
Настоящий тоюксут должен уметь описывать любой предмет. При этом – обязательны стихотворная форма, в которой слагается песня, и так называемый калысах. Как говорят сами якуты – калысах – это восьмая нота, которая используется только в народной музыке. Аналога на западе не существует. По сути: это "подрагивание" голоса, которое достигается выталкиванием воздуха посредством диафрагмы.
Конкурс запевал осохая – еще труднее. Здесь нужно не только петь с калысахами, а также в быстром темпе придумывать стихотворные строки, но и укладывать все это в трехчастную форму.
Валентина Петрова, член жюри республиканского конкурса запевал осохая: "Оценивается сперва тембр голоса, а затем идет уже творческий подход человека к своему сказу, а потом идет уже оценка, как он держится, человек, какой у него стан…"
Итого девять критериев оценки. Запевала осохая может сходу импровизировать на любую тему, в чем мы и убедились.
Иногда, как говорят, запевала так и падает в хороводе замертво, - так как петь им приходится шесть-семь часов подряд. Раньше говорили, что Боги забрали запевалу на небо, а теперь говорят – "гипертония" - и обязательно приглашают на конкурс бригаду скорой помощи.
Ну, а высший пилотаж якутского обрядового искусства – творчество олонхосутов – исполнителей эпических сказаний Олонхо.
Андрей Борисов, режиссер, министр культуры Якутии: "Олонхосут – это аристократ духа. Это человек не только сочинитель, не только поэт, не только композитор, не только драматург, а это особый транслятор духовной информации мировой".
По сути – это моноспектакль. Причем у каждого персонажа Олонхо – свой тембр и своя мелодика, при этом - исполнитель говорит скороговоркой, без перерыва десять – двадцать часов подряд. Петр Решетников – один из самых знаменитых олонхосутов Якутии, - представился нам как наш коллега. Ведь олонхо служило древним якутам чем-то вроде телевизора. А вот спустя тысячелетия было оценено как шедевр нематериального наследия человечества.
Вот так звучит наша Земля. Во всяком случае, азиатская ее часть, представители которой съехались на фольклорный фестиваль в якутский Сунтар. От Европы - только эстонский ансамбль трех поколений. Если сесть посередине поляны, на которой звучат якутские напевы, японский хамус и корейские барабаны, - можно услышать этническую фугу Земли. Здесь властвует фольклорная полифония.
Открытие фестиваля, который проходит одновременно со спортивными играми народов Якутии, а также новогодним праздником Ысых, – может сравниться по масштабу с грандиозным событием в многомиллионном городе. Не веришь, что все это происходит в маленьком селе Сунтар.
Впереди – интереснейшая конкурсная часть фестиваля. В ней участвуют только якуты. Трехдневная программа, где в несколько туров выбираются лучшие исполнители в жанрах якутского певческого искусства. Прежде всего, это тоюк - развернутая эпическая импровизация.
Настоящий тоюксут должен уметь описывать любой предмет. При этом – обязательны стихотворная форма, в которой слагается песня, и так называемый калысах. Как говорят сами якуты – калысах – это восьмая нота, которая используется только в народной музыке. Аналога на западе не существует. По сути: это "подрагивание" голоса, которое достигается выталкиванием воздуха посредством диафрагмы.
Конкурс запевал осохая – еще труднее. Здесь нужно не только петь с калысахами, а также в быстром темпе придумывать стихотворные строки, но и укладывать все это в трехчастную форму.
Валентина Петрова, член жюри республиканского конкурса запевал осохая: "Оценивается сперва тембр голоса, а затем идет уже творческий подход человека к своему сказу, а потом идет уже оценка, как он держится, человек, какой у него стан…"
Итого девять критериев оценки. Запевала осохая может сходу импровизировать на любую тему, в чем мы и убедились.
Иногда, как говорят, запевала так и падает в хороводе замертво, - так как петь им приходится шесть-семь часов подряд. Раньше говорили, что Боги забрали запевалу на небо, а теперь говорят – "гипертония" - и обязательно приглашают на конкурс бригаду скорой помощи.
Ну, а высший пилотаж якутского обрядового искусства – творчество олонхосутов – исполнителей эпических сказаний Олонхо.
Андрей Борисов, режиссер, министр культуры Якутии: "Олонхосут – это аристократ духа. Это человек не только сочинитель, не только поэт, не только композитор, не только драматург, а это особый транслятор духовной информации мировой".
По сути – это моноспектакль. Причем у каждого персонажа Олонхо – свой тембр и своя мелодика, при этом - исполнитель говорит скороговоркой, без перерыва десять – двадцать часов подряд. Петр Решетников – один из самых знаменитых олонхосутов Якутии, - представился нам как наш коллега. Ведь олонхо служило древним якутам чем-то вроде телевизора. А вот спустя тысячелетия было оценено как шедевр нематериального наследия человечества.
Читайте также: Якутский Новый год