7 июля 2005, 14:19 7 июля 2005, 15:19 7 июля 2005, 16:19 7 июля 2005, 17:19 7 июля 2005, 18:19 7 июля 2005, 19:19 7 июля 2005, 20:19 7 июля 2005, 21:19 7 июля 2005, 22:19 7 июля 2005, 23:19 8 июля 2005, 00:19

Выставка произведений Михаила Скуляри

открывается в корпусе Бенуа Государственного Русского музея. Она приурочена к 100-летию со дня рождения художника. Экспозиция включает более 40 произведений из коллекции вдовы художника.
7 июля в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка произведений Михаила Скуляри, организованная к 100-летию со дня рождения художника. Экспозиция включает более 40 произведений из коллекции вдовы художника.

Михаил Николаевич Скуляри родился 26 июня 1905 года в Симферополе в семье горного инженера, выпускника Санкт-Петербургского горного института. По материнской линии внук генерала, барона фон Экк, мальчик благодаря аристократическим корням получил прекрасное традиционное домашнее образование, включающее базовое знание европейской культуры и языков, пробудившие в нем интерес к западноевропейскому искусству конца XIX начала XX веков.

В Иркутске, где семья оказалась в тяжелые годы после революции, желание заниматься творчеством привело 14-летнего подростка сначала в художественную студию, а затем в Государственную художественную мастерскую-студию, где он обучался (1920-1924) у известного сибирского художника-преподавателя И.Л. Копылова.

Традиции и культура семьи, ее нравственные устои, несомненно, оказали влияние на творческую индивидуальность будущего художника. А также сказалось приобщение к новаторским поискам русского авангарда по возвращении в Ленинград.

В 1926 году Скуляри поступает на факультет монументальной живописи в ленинградский ВХУТЕИН, где учится у К.С. Петрова-Водкина, А.И. Савинова, А.Е. Карева, П.А. Шиллинговского, А.А.Рылова, а также в 1925-1926 годах занимается у П.Н. Филонова.

По окончании Академии в 1930 году он поступает на работу в КБ завода "Большевик" как инженер-конструктор по созданию дизельных двигателей, где проработает формально до 1934 года, но будет и в последующие годы продолжать брать разовые заказы. Этот факт личной биографии художника не только связан с поиском средств к существованию, но и является свидетельством глубины и разносторонности его дарования.

Попытка утвердить свой статус художника приводит Скуляри в 1934 году в Горком художников-графиков союза Рабис, через который он получает заказы на иллюстрирование научных изданий, например, для института растениеводства. Во время выполнения этого заказа, Скуляри оказвлся в Душанбе, где его застала война. Михаил Николаевич стремился на фронт -добровольцем, но был послан как конструктор на шахту Кузбасского комбината в г. Анжеро-Судженск. Затем - вызван в НИИ дизельных двигателей под Москвой, и в июле 1942 года вместе с женой М.Н. Скуляри переезжает в Коломну (ст. Голутвин). Здесь он работает над проектированием оборудования для нужд фронта до конца войны. По возвращении в Ленинград в декабре 1945 года некоторое время Скуляри работал заведующим Художественной мастерской Военно-медицинского музея Красной Армии.

С марта 1946 года М.Н. Скуляри становится кандидатом в члены ЛОСХ как график. А в октябре 1948 художник переведен в действительные члены Союза художников, что формально позволило ему совмещать творческую деятельность с работой конструктора в НИИ, где он проработает еще около 20 лет, продолжая заниматься созданием сложных систем регулирования дизельных двигателей.

Вернувшись в профессиональное творчество, М.Н.Скуляри оказывается в экспериментальной литографской мастерской, где, начиная с 1946 года, работает бок о бок с художниками, имена которых составляют славу ленинградской графики: А.С.Ведерниковым, Г.С.Верейским, В.А.Власовым, Ю.А.Васнецовым, Б.Н.Ермолаевым, В.Ф. Матюх, В.И.Курдовым, А.Л.Капланом, М.И.Куксом и А.Н.Якобсон (с двумя последними вместе учился еще в Иркутске). Литографская мастерская открылась в 1933 году, и многие из ведущих ленинградских художников пробовали свои силы в графической технике, решая конкретные задачи, экспериментировали с формой и цветом. Но более всего это было духовное и творческое содружество ярких индивидуальностей, профессиональных мастеров не только и не столько графики, обладавших культурой формы и дерзновенностью цветовых решений, без какой бы то ни было декларативности идейных творческих союзов.

В атмосфере сотворчества приобретала более отчетливое звучание "негромкая" интонация, присущая художнику.

Работой в цветной литографии не исчерпывается творческое наследие художника, он пробует себя в офорте, темпере и акварели, занимается керамикой. Получив диплом художника-монументалиста, примкнув к графикам, он никогда не бросал живопись.






Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация