16 мая 2006, 18:43 16 мая 2006, 19:43 16 мая 2006, 20:43 16 мая 2006, 21:43 16 мая 2006, 22:43 16 мая 2006, 23:43 17 мая 2006, 00:43 17 мая 2006, 01:43 17 мая 2006, 02:43 17 мая 2006, 03:43 17 мая 2006, 04:43

Коллекция мотоциклов из Ирбита

Что можно признать национальным достоянием? Эксперты Политехнического музея наравне с шедеврами архитектуры, живописи, скульптуры … рассматривают в таком статусе и … мотоциклы из коллекции, которую собрали в Ирбите. Этот город в Свердловской области почти 60 лет держит марку центра отечественного мотостроения.
Что можно признать национальным достоянием? Эксперты Политехнического музея наравне с шедеврами архитектуры, живописи, скульптуры рассматривают в таком статусе и … мотоциклы из коллекции, которую собрали в Ирбите. Этот город в Свердловской области почти 60 лет держит марку центра отечественного мотостроения. О единственном в стране музее мотоциклов – специальный материал "Новостей культуры".

Легкий, маневренный, сверкающий. Именно то, что нужно для арены. На таких мотоциклах выступают артисты цирка на Цветном бульваре. Конструкторы Ирбитского мотоциклетного завода делали эти машины по заказу Юрия Никулина.

Директор музея Александр Буланов может в подробностях рассказать о мотоциклах, ставших музейными экспонатами. Сам участвовал в их испытаниях, когда работал на Ирбитском мотоциклетном заводе. Эти машины когда-то стояли в заводском демонстрационном зале. И были в полном распоряжении испытателей и конструкторов.

Александр Буланов, директор Ирбитского государственного музея мотоциклов: "Их могли взять, разобрать, прокатиться, снова собрать, могли и не собрать. Закупали иностранные мотоциклы, свои экспериментальные оставляли".

В 90-е годы у завода сменился собственник. Новому владельцу коллекция оказалась не нужна. Но сотрудники настаивали: необходимо сохранить ее. В результате мотоциклы переехали в музей трудовой славы завода. Вот самые старые модели в экспозиции – американские, английские немецкие. Их закупили в начале войны, чтобы сравнить, определить лучшие и начать собственное производство. Выбор пал на немецкий R-71. По его подобию сделали мотоцикл М-72. Он отлично послужил на войне. Но настало мирное время, и пришла пора осваивать гражданское производство.

Это – одна из первых гражданских моделей Ирбитского мотоциклетного завода. "Рабочие лошадки", как их называли. Именно они и заменили когда-то лошадей в маленьких городах и деревнях. О "Москвичах" и "Победах" тогда не стоило и мечтать, да и не годились они для сельского бездорожья. А на таком мотоцикле можно было и в гости на праздник поехать, и десяток мешков картошки перевезти.

Здесь же – экспериментальные модели, которые так и не выпустили в производство, а еще мотоциклы, на которых ставили рекорды, самые неожиданные. Их даже в книгу Гиннеса заносили.

Александр Буланов, директор Ирбитского государственного музея мотоциклов: "На беговой дорожке мы с моим напарником сели вдвоем на мотоцикл, приподняли колесо и в таком положении ехали 24 часа, меняя друг друга на ходу и не опуская колеса"

Для сотрудников музея это не просто машины – часть жизни. Геннадий Мотов в Ирбите - настоящий герой. У местных мальчишек даже игра была такая – в Мотова. Четырехкратный чемпион страны все-таки.

Геннадий Мотов, сотрудник Ирбитского государственного музея мотоциклов: "Каждый гонщик мог заявить о себе только на этом мотоцикле. Потому что он очень быстро разгонялся, можно было прыгать далеко, подъемы, спуски брать. Ощущение своего достоинства, полета, если так можно сказать, ощущение превосходства над соперником".

В залах музея представлена лишь третья часть всех экспонатов. Остальным не хватило места, и они хранятся в запасниках. Впрочем, оставаться им там недолго. В Ирбите начинают строить новый, современный музей мотоциклов.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация