7 сентября 2006, 10:32 7 сентября 2006, 11:32 7 сентября 2006, 12:32 7 сентября 2006, 13:32 7 сентября 2006, 14:32 7 сентября 2006, 15:32 7 сентября 2006, 16:32 7 сентября 2006, 17:32 7 сентября 2006, 18:32 7 сентября 2006, 19:32 7 сентября 2006, 20:32

В соавторстве с Растрелли

Петербургские реставраторы готовы восстановить единственный в России иконостас работы Расстрелли. Сейчас он находится в соборе Владимирской иконы Божьей Матери.
Петербургские реставраторы готовы восстановить единственный в России иконостас работы Расстрелли. Сейчас он находится в соборе Владимирской иконы Божьей Матери. А вот два малых иконостаса уже почти готовы - современные мастера сделали их по своим чертежам. В эту пятницу один из них освятит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Сияние над Царскими вратами осталось только позолотить и закрепить на малом иконостасе. Уже десять лет реставраторы продолжают работу Франческо Бартоломео Расстрелли. В собор Владимирской иконы Божьей Матери шедевр великого итальянца - центральный иконостас - передали из церкви Аничкова дворца. К удивлению специалистов, подарок подошел идеально, правда, требовал реставрации. За нее взялся архитектор Юрий Кирс, а потом сделал чертежи еще двух - малых - иконостасов.

"Такой прекрасный аналог определял все - архитектуру, пластику, ритмику, - говорит архитектор. Мы дали малым иконостасам некую новую форму. Но она впитала в себя все приемы, которыми пользовался Растрелли".

Как шутит Юрий Кирс, творить в соавторстве с самим Расстрелли - большая честь. Все элементы сначала лепил из пластилина: только на Царские врата его ушло 30 килограммов. А чтобы новые детали не отличались от оригинальных, материалы подобрали исторические: каркас из ели и сосны, все резные украшения - из липы. Кстати, технология позолоты за два века практически не изменились. Дерево несколько раз грунтуют специальным составом, потом шлифуют и покрывают золотом.

Реставратор Владимир Кайчук следует канонам: "Существуют традиции, консервативные нормы, которые должны на что-то опираться, которые проверены веками. Тогда можно с гарантией знать результат".

По словам специалистов, самое главное - сохранить уникальность центрального иконостаса. На нем чудом уцелели иконы и рамы, но многие фрагменты резьбы утеряны. Причем ни фотографий, ни чертежей не осталось. Под пылью и копотью - старинная позолота. Ангелочек - одна из деталей резного убранства - для реставраторов почти как пациент. Мастера как хирурги колдуют над каждым его пальчиком. От того, насколько удачно пройдет операция, зависит, смогут ли полностью исцелить главную доминанту собора. Архитектор Юрий Кирс подчеркивает, что для каждого участка будет разработана отдельная методика позолоты.

Сейчас в центре храма стоят все три иконостаса. Правый освятят уже в эту пятницу. Тот, что слева, мастера обещают доделать к Пасхе. И сразу приступят к реставрации исторического - центрального. Но прихожане и сегодня рады переменам. "Храм стал неузнаваемый, красивый. Иконы тоже преобразились. Все ожило", - говорит Лариса Огузкова, одна из прихожаной храма.

Многие прихожане уверены, что все три иконостаса - работа одного мастера, работа Расстрелли. Но Юрий Кирс не в обиде. Говорит, для реставратора это - лучший комплимент.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация