15 февраля 2006, 19:14 15 февраля 2006, 20:14 15 февраля 2006, 21:14 15 февраля 2006, 22:14 15 февраля 2006, 23:14 16 февраля 2006, 00:14 16 февраля 2006, 01:14 16 февраля 2006, 02:14 16 февраля 2006, 03:14 16 февраля 2006, 04:14 16 февраля 2006, 05:14

Спектакль "Мольер"

В истории Московского художественного театра было три постановки пьесы Михаила Булгакова "Кабала святош". А началась сценическая жизнь этого произведения ровно 70 лет назад, когда в феврале 36-года во МХАТе появился спектакль "Мольер". Репетировать его начинал Станиславский. Выпускал - Немирович-Данченко. Булгаков надеялся, что, обратившись к литературной истории, он ослабит уже привычные удары критики. Но писатель ошибался.
В истории Московского художественного театра было три постановки пьесы Михаила Булгакова "Кабала святош". А началась сценическая жизнь этого произведения ровно 70 лет назад, когда в феврале 36-года во МХАТе появился спектакль "Мольер". Репетировать его начинал Станиславский. Выпускал - Немирович-Данченко. Булгаков надеялся, что, обратившись к литературной истории, он ослабит уже привычные удары критики. Но писатель ошибался. В жестоких театральных играх той эпохи разбиралась корреспондент "Новостей культуры".

Спектакль "Мольер" во МХАТе репетировали 5 лет с перерывами, а сыграли всего 7 раз. После этого постановку сняли из репертуара. И в том, первоначальном виде она уже не вернулась на сцену театра. Единственный сохранившийся костюм, немногочисленные эскизы и фотографии из музея МХТ – вот и все, что теперь напоминает о той постановке. Вот актер Виктор Станицын играет Мольера, хотя сам Булгаков видел в этой роли Ивана Москвина. Еще в спектакле были заняты Лидия Коренева, Ангелина Степанова, Борис Ливанов, Михаил Яншин. Чтобы участвовать в работе над постановкой, в Художественный театр режиссером-ассистентом был принят и сам Булгаков.

На премьере – аншлаг. Зал полон высокопоставленных гостей. Артистов больше 20 раз вызывают на поклон. Требуют автора пьесы. А после этого – разгромная критика в прессе. "Внешний блеск и фальшивое содержание" - эта статья в "Правде" как приговор. Прочитав ее, Булгаков сказал: "Конец Мольеру". Уже на следующий день спектакль был отменен.

Ирина Корчевникова, директор музея МХТ имени Чехова: "Внутри МХАТа люди были связаны с той эпохой, в которой люди жили. Внутренне все хотели, чтобы этот спектакль был. Но 36-й год – вспомните, что это было за время. И тема власти и художественной интеллигенции, как бы вы ее не хотели обойти, она существовала в этой пьесе".

Как потом стало известно из архива Политбюро, окружение Сталина нарочно подогревало в нем подозрительность в отношении спектакля. Вождю говорили о политической подоплеке.

Мариэтта Чудакова, литературовед, президент Фонда М.А. Булгакова: "Тогдашний председатель всесоюзного комитета по делам искусств Керженцев с 29-го февраля работает над тем, чтобы убедить Политбюро, что надо пьесу снимать. Керженцев пишет, что автор хочет вызвать аналогию между положением писателей при диктатуре пролетариата и безрассудной тирании Людовика XIV".

Вскоре после того, как спектакль сняли, Булгаков покинул театр. Он говорил, мне тяжело работать там, где погубили Мольера. Больше полувека прошло, прежде чем пьесу вновь сыграли на сцене Московского Художественного театра.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация