7 февраля 2006, 12:14 7 февраля 2006, 13:14 7 февраля 2006, 14:14 7 февраля 2006, 15:14 7 февраля 2006, 16:14 7 февраля 2006, 17:14 7 февраля 2006, 18:14 7 февраля 2006, 19:14 7 февраля 2006, 20:14 7 февраля 2006, 21:14 7 февраля 2006, 22:14

Практичное искусство: Пушкинский музей представляет историю шпалер

Музей изобразительных искусств имени Пушкина обладает богатейшей коллекцией западноевропейских шпалер, но их выставочную жизнь насыщенной не назовешь.
Музей изобразительных искусств имени Пушкина обладает богатейшей коллекцией западноевропейских шпалер, но их выставочную жизнь насыщенной не назовешь. Причины тривиальные: из-за больших размеров шпалеры трудно размещать в экспозиции. Поэтому выставка, открывшаяся накануне, не просто очередное собрание раритетов.

"Западноевропейская шпалера XVI – XX веков" - это 27 работ, сотканных вручную и на мануфактурах. В том числе и завершенная лишь год назад шпалера художника-авангардиста Гриши Брускина. Впервые искусство шпалеры так полно представлено в Музее имени Пушкина, тем более, что такие выставки настоящая редкость даже для крупнейших музеев мира. Дело в том, что старинные шпалеры очень плохо сохранились. Украшая дома и замки, они висели под палящим солнцем, часто при высокой влажности. Шпалеры переносили из комнаты в комнату, а чтобы вписать их в новое пространство, тканые картины резали на куски. Открытию выставки предшествовала колоссальная работа реставраторов.

И все равно это была лишь минимальная часть необходимых работ, косметический ремонт. На то, чтобы отреставрировать шпалеры полностью, могли бы уйти даже не годы – десятилетия.

Елена Пильник, куратор выставки, рассказывает: "Шпалеры были наиболее престижным элементом декора. Стены замков были холодными, а они спасали от сквозняков. Это был очень практичный вид искусства".

Воссозданные в деталях сюжеты Ветхого завета, сцены из крестьянской жизни, многочисленные аллегории: вот монархи и библейские герои на тонущем корабле просят Бога о спасении, а рядом на маленьком суденышке плывет Надежда. А веселый пир, изображенный на другой шпалере должен был напоминать ее владельцу о бренности земной жизни.

Автор современной шпалеры, американский "андеграундный художник Гриша Брускин" (так он сам подписывает свои работы) тоже не прочь поиграть с символами: "Эта шпалера – комментарий к Книге. С большой буквы. Эта шпалера связана с миром книги, она имеет форму текста, страниц из книги". Шпалера Брускина под названием "Алефбет" своей концепцией напоминает его же "Фундаментальный лексикон", знаменитую работу конца 80-х, аллегорию советского образа мыслей. На этот раз многочисленные символы Брускин дополнил текстом на иврите из книги XVIII века. Над своей шпалерой он работал два с половиной года, по 6 дней в неделю. Авторская шпалера сегодня редкость. Это по-прежнему слишком трудоемкая и дорогая работа.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация