27 марта 2013, 12:34 27 марта 2013, 13:34 27 марта 2013, 14:34 27 марта 2013, 15:34 27 марта 2013, 16:34 27 марта 2013, 17:34 27 марта 2013, 18:34 27 марта 2013, 19:34 27 марта 2013, 20:34 27 марта 2013, 21:34 27 марта 2013, 22:34

В Русском музее продолжается реставрация древних икон

  • В Русском музее продолжается реставрация древних икон
В реставрационном центре Государственного Русского музея кипит работа. Здесь бережно и скрупулезно восстанавливают иконы Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Они войдут в готовящуюся экспозицию "Искусство древнего Тихвина".

Сокровищница отечественного искусства, Государственный Русский музей, только что отметивший 115-летие, на праздничные мероприятия не отвлекается. В реставрационном центре хранилища кипит работа. Здесь бережно и скрупулезно восстанавливают иконы Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Они войдут в готовящуюся экспозицию «Искусство древнего Тихвина». Как правильно обращаться с 500-летними произведениями иконописного искусства, узнали корреспонденты «Новостей культуры».

Образ пророка Давида – середины XVI века – из иконостаса Тихвинского Успенского монастыря. Для реставратора Елены Азорниной – случай сложный и неоднозначный. Под слоем олифы – следы вмешательства мастеров разных эпох. Задача – раскрыть самый первый, авторский слой.

В мастерскую в Михайловском дворце, попадают иконы из фондов и действующих экспозиций. Все в разной степени сохранности. С одной – достаточно просто удалить пыль. С другой – работают месяцами и даже годами.

Прежде, чем отправить иконы под микроскальпель, их состояние обсуждается на консилиуме реставраторов и искусствоведов. Самые сложные случаи нуждаются в рентгенологическом и инфракрасном исследовании: чтобы узнать, сколько слоев так называемых записей скрывают авторский красочный слой. А чтобы поставить диагноз, например, вот такой иконе, с почерневшей олифой – достаточно провести частичное раскрытие.

Современные реставраторы говорят – большинство самых каверзных задач прописали на этих деревянных щитах их предшественники. У них не было микроскопов и химических лабораторий. Методы спасения икон зачастую граничили с прямым разрушением красочного слоя.

«Покрывали икону тряпкой, на нее насыпали золу, – поясняет реставратор Рудольф Кесарев. – Эту золу поливали водой и вода, проникая через золу, превращалась в щелок, и этот щелок размягчал олифную плёнку. Эту пленку соскребали ножом или скребком».

Не менее искусные разрушители – время и условия, в которых хранились эти иконы. Сейчас в мастерской около 80 древних памятников. Девять из них еще в прошлом веке составляли иконостас Тихвинского Успенского монастыря. В послевоенное время Русский музей принял участие в спасении этих реликвий.

«Приехав после войны, сотрудники Русского музея обнаружили, что иконы буквально погибают, поставленные в штабеля, на папертях, – рассказывает руководитель отдела древнерусского искусства Русского музея Ирина Соловьева. – А после войны там не было стёкол, фактически были открыты все эти помещения».

В следующем году отдел реставрации древнерусской живописи отметит своё столетие. Мастера надеются, к этому времени успеют раскрыть ещё несколько икон и тем самым - приблизить долгожданную выставку «Искусство древнего Тихвина».

Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация