11 февраля 2015, 11:01 11 февраля 2015, 12:01 11 февраля 2015, 13:01 11 февраля 2015, 14:01 11 февраля 2015, 15:01 11 февраля 2015, 16:01 11 февраля 2015, 17:01 11 февраля 2015, 18:01 11 февраля 2015, 19:01 11 февраля 2015, 20:01 11 февраля 2015, 21:01

В пространстве "Винзавода" - традиции Чувашии и Марий Эл

  • В пространстве "Винзавода" - традиции Чувашии и Марий Эл
  • Картинка
    В пространстве "Винзавода" - традиции Чувашии и Марий Эл
  • В пространстве "Винзавода" - традиции Чувашии и Марий Эл
Японский фотограф Икуру Куваджима полтора года изучал и фотографировал жизнь марийцев. Местные его полюбили, открылись. Японец тоже проникся самобытностью этого народа.

Центр современного искусства "Винзавод" представляет выставки, посвящённые двум республикам Поволжья – Чувашии и Марий Эл. Экспозиции являются продолжением нашумевшего в свое время проекта Department of Research Arts. Его название можно перевести как "Отдел искусства исследования". То есть к самому процессу изучения авторы проекта подходят креативно, делая его междисциплинарным. В исследованиях принимают участие социологи и географы, антропологи и архитекторы. Увидеть результат их работы можно благодаря фотографам и художникам. 

Пространство этой выставки разделено на две части: как и в реальности между двумя республиками простирается река Волга. Несмотря на такое близкое соседство, эти народы, их традиции и быт  различаются. Марийцев относят к финно-уграм, чувашей - к тюркской группе. Конечно, время и история многое изменили, но несмотря на ассимиляцию, те и у другие все же обращаются к традиции.

Искусствовед, заведующий отделом Чувашского государственного художественного музея Геннадий Иванов-Орков рассказывает: "Чуваши считаются сейчас православными, но все-таки это синкретичная вера. Но если какие-то болезни,  несчастья, то чуваш тут же идет выполнять древний обряд, как учили бабушки. И до сих пор есть ведуны".

"Наиболее ярким моментом, конечно, является традиционная вера марийцев. До сегодняшних лет они сохранили свою веру без каких-либо попыток возрожденния, то есть она просто вышла из тени. Когда нельзя было молиться, в рощах они это делали тайно", - говорит научный сотрудник института этнологии и антропологии Миклухо-Маклая РАН Дмитрий Доронин. 

Японский фотограф Икуру Куваджима полтора года изучал и фотографировал жизнь марийцев. Местные его полюбили, открылись. Японец тоже проникся самобытностью этого народа.

"Мне понравилась природа - лес, тишина. Еще я слышал такую речь марийскую, как будто птица поет. Они когда рассказывают что-то про колдосвсто или какое-то явление, мне это интересно", - делится впечатлениями Куваджима.

Икуру принимал участие в ежегодном мировом молении марийцев, праздновании местного Нового года, который  называется "Шорык йол", по-марийски – овечья нога. Главный обряд заключается в поиске в темной овчарне белого ягненка. Это сулит удачу в наступающем году. Лица колядующих всегда закрыты, чтобы не вылетело плохое слово.

Фотограф Иван Михайлов, отправляясь в фотоэкспедицию по Чувашии решил исследовать те же места, что и его отец, который снимал там 30 лет назад. Ивану было интересно проследить трансофрмации, происходящие с республикой и её жителями. Их произошло немало, но важное остается неизменным – это праздники, и один из самых главных - Акатуй. Это  день, когда завершаются посевные работы. 

"Они очень любят собираться большими семьями, - говорит Иван Михайлов. - На поляне накрывают огромные столы, и они едят, поют, танцуют и проводят их национальные дела".

Конечно, такой формат празднований и обрядов больше характерен для сёл и деревень. В городах этих республик все иначе. Аутентичная символика присутствует на зданиях, в парковых скульптурах, но веселиться на том же Акатуе после всех официальных частей местные предпочитают совсем не под марийскую и чувашскую музыку.

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация