25 февраля 2004, 17:34 25 февраля 2004, 18:34 25 февраля 2004, 19:34 25 февраля 2004, 20:34 25 февраля 2004, 21:34 25 февраля 2004, 22:34 25 февраля 2004, 23:34 26 февраля 2004, 00:34 26 февраля 2004, 01:34 26 февраля 2004, 02:34 26 февраля 2004, 03:34

Егор Одинцов. Изобретение камеры. Проект Андрея Шемякина "Документальная камера"

Говорить о том, что документальное кино нынче востребовано отечественным ТВ в полной мере, излишне. Тут жанры, подходы, форматы и прочая весьма и весьма разнообразны. Более того, практически все без исключения каналы осваивают данную линейку, разумеется, сообразуясь с собственным пониманием того, каким должен быть документальный аудиовизуальный продукт. Одни, например, уверены в том, что нет ничего важней и достойней, как заполнять эфир благородной, чтобы не сказать, благообразной ТВ-мемуаристикой, другие же, напротив, предпочитают эфирный экстрим, благо цифровая аппаратура позволяет снимать то, что еще совсем недавно снимать было просто невозможно. И по техническим, и по этическим, и по цензурным соображениям...

Говорить о том, что документальное кино нынче востребовано отечественным ТВ в полной мере, излишне. Тут жанры, подходы, форматы и прочая весьма и весьма разнообразны. Более того, практически все без исключения каналы осваивают данную линейку, разумеется, сообразуясь с собственным пониманием того, каким должен быть документальный аудиовизуальный продукт. Одни, например, уверены в том, что нет ничего важней и достойней, как заполнять эфир благородной, чтобы не сказать, благообразной ТВ-мемуаристикой, другие же, напротив, предпочитают эфирный экстрим, благо цифровая аппаратура позволяет снимать то, что еще совсем недавно снимать было просто невозможно. И по техническим, и по этическим, и по цензурным соображениям...

Наконец, особое место в данном формате занимают даже не документальные фильмы в прямом смысле этого словосочетания, но авторские цикловые программы, где на фоне ведущего - Е.Киселева, Л.Млечина, Н.Сванидзе, С.Сорокиной, Л.Парфенова (список можно продолжать еще очень долго) - и происходит визуализация некоего "документа" - места гибели Пушкина, секретного письма Берии, самолета Чкалова - или некоего концептуального события - расстрела царской семьи, гибели Гагарина, вывода советских войск из Афганистана.

Бесспорно, с общественно-политической, нравственной и научно-популярной точек зрения все предложенные выше производственные схемы имеют право на существование. Более того, они крайне необходимы современному ТВ-зрителю, кажется, уже полностью разучившемуся воспринимать ТВ-продукт, если это не сериал или не ток-шоу.

Однако, с другой стороны, важно понимать (и в первую очередь самим производителям), что эстетическая составляющая является если не определяющей, то уж, по крайней мере, занимает не последнее место при создании фильма. И документального в том числе...

Так, изобразительное и пластическое решения документальных картин Пелешяна, Сокурова, Гутмана, Дворцевого предполагают абсолютно иное, нежели принято в современном эфирном формате, общение со зрителем, которому, как выясняется, не надо каждые семнадцать секунд делать смысловые отбивки, чтобы он не заскучал, наблюдая так называемое "монгольское кино", - о чем говорят за кадром, то в кадре и показывают.

Понятно, что рассуждать на данные темы в формате газетной статьи - занятие неблагодарное, ибо тут важно не столько вникнуть в суть предмета, сколько просто увидеть на экране, каким документальное кино вообще может быть.

Пожалуй, единственным, кто это делает (показывает) на современном российском телевидении, является кинокритик Андрей Шемякин со своим цикловым проектом "Документальная камера".

Все началось в 2000 году. Тогда проект назывался "Документальный экран" и выходил в производящей системе АСТ "Прометей", ориентированной на российские регионы. Однако через год проект перебрался на "Культуру", а в 2003 году поменял название на "Документальную камеру".

Погруженность господина Шемякина в происходящее на ниве неигрового кино, как пленочного, так и телевизионного, позволила ему создать в высшей степени универсальную программу, адресованную не только высоколобым кинопрофессионалам, но и обычным "телевизионным смотрителям", для которых "Профессия - репортер" или "Особая папка" вполне являют собой образцы высокой телевизионной документалистики.

Итак, каждая передача задумывается А.Шемякиным как своего рода интеллектуальная игра на заданную тему - например, рождение великого мифа, продюсер как виртуальный персонаж, новые технологии и старые методы, ленинградская и московская школы неигрового кино.

При этом каждая тема получает своего "сквозного персонажа" в лице режиссера, сценариста, кинокритика или продюсера, вокруг которого и строится все ТВ-повествование. Сам же ведущий в высшей степени деликатно осуществляет "подводки" к тем или иным "синхронам" или цитатам из фильмов.

Понятно, что большинство авторов и продюсеров, занимающихся на отечественном телевидении производством документального аудиовизуального продукта, "киноакадемиев" не кончали и потому всякий раз, берясь за тот или иной проект, начинают "изобретать велосипед", точнее сказать, свою "документальную камеру", ссылаясь при этом или на тупого и слабоумного зрителя, которому все нужно "разжевать", или на заказчика, которому, соответственно, нужно угодить.

Однако иногда складывается такое впечатление, что и "скудоумный" зритель, и "взбалмошный" заказчик, и пресловутый рейтинг, и, наконец, всесильные сроки выхода в эфир - все это придумано для собственного оправдания теми, кто просто не умеет делать действительно настоящее телевизионное документальное кино.

Не умеет и не хочет учиться... хотя бы изредка включая для этой цели "Документальную камеру" на ГТК "Культура".

Егор Одинцов.
"Культура". 19-25.02.2004. 

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация