26 марта 2015, 11:47 26 марта 2015, 12:47 26 марта 2015, 13:47 26 марта 2015, 14:47 26 марта 2015, 15:47 26 марта 2015, 16:47 26 марта 2015, 17:47 26 марта 2015, 18:47 26 марта 2015, 19:47 26 марта 2015, 20:47 26 марта 2015, 21:47

Коллекция Евгения Марголита. "Счастливый неудачник"

  • Коллекция Евгения Марголита. "Счастливый неудачник"
Автор и ведущий программы Евгений Марголит называет себя не критиком, а коллекционером. Он коллекционирует фильмы. Название нового экспоната его диковинной коллекции звучит странно и логично одновременно – "Счастливый неудачник!"

Автор и ведущий программы Евгений Марголит называет себя не критиком, а коллекционером. Он коллекционирует фильмы, но не все подряд, а только те, в которых, как ему кажется, отразилась некая субстанция кино в чистом виде. Евгений Яковлевич не раз говорил, что его коллекция состоит из фильмов странных. «Это правильно и логично, иметь странную коллекцию в абсурдном мире», – отмечает он. На вопрос, по какому принципу отбирает фильмы в свое кинособрание, отвечает непридуманной историей Сергея Довлатова.

Между прачечной и банком грузин Дариташвили торгует шашлыками. Какая-то женщина выражает ему свои претензии:
- Почему вы дали господину Лернеру большой шашлык, а мне – совсем крошечный?
- Э-э, – машет рукой грузин.
- И все-таки почему?
- Э-э-э, – повторяет грузин.
- Я настаиваю, я буду жаловаться! Я этого так не оставлю! Почему?
Грузин с трагической физиономией воздевает руки к небу:
- Почему? Да потому, что он мне нравится!..

И добавляет, что единственные критерии отбора он установил для себя сам: во-первых, фильмы должны нравиться, а во-вторых, не попадать в регулярный телевизионный показ.

Название нового экспоната его диковинной коллекции звучит странно и логично одновременно – «Счастливый неудачник».  Вслушайтесь! Сколько смыслов и оттенков!

С юности киновед Евгений Марголит, как и многие в его поколении, любил книги Вадима Шефнера. Сегодня этот писатель незаслуженно забыт, как и многие другие советские писатели. Забыта его нежная, трогательная, добрая, местами озорная и всегда щемящая проза о детстве, строгая и чудесная абсурдная поэзия. Как поэта его, кстати, очень ценила Анна Ахматова. Отсвет веселого абсурда выдает в Шефнере еще одного наследника питерской литературной традиции – традиции, которая в советские времена фактически была под запретом. Это вдохновенно-хулиганская традиция поэтов обэриутов. ОБЭРИУ – так называлась группа писателей, существовавшая в 1927-1930 годах в Ленинграде. В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий и другие.

Герои произведений Шефнера – обычные люди, которые могут попадать в различные ситуации, но очень часто – это город, в котором он вырос и в который был бесконечно влюблен. Писатель и поэт Вадим Шефнер родился в Петрограде, жил в Ленинграде, умер в Санкт-Петербурге. Город был для него не просто местом действия многих его произведений, это был город невиданной свободы, где можно все в буквальном смысле этого слова.

Повесть «Счастливый неудачник», написанная в 1964 году, рассказывает о приключениях подростка-романтика 1920-х годов в городе на Неве. Здесь много смешных, колоритных персонажей: главный герой, который на спор пообещал пройти по опасному карнизу в маске поросенка, горе-учительница по прозвищу «дочь МИКВУНДИПа» или дядя Боба, «поэт от сохи». В этом и прелесть, и секрет неповторимой шефнеровской интонации.

Именно эта книга из детства, по словам Евгения Марголита, выдержала проверку временем. Поэтому, когда лет 20 назад Марголит узнал, что режиссер Валерий Быченков снял свою дебютную картину по повести Вадима Шефнера «Счастливый неудачник», то сел смотреть фильм «заранее скептически настроенный». Материал самой повести – это 1920-е годы прошлого века, романтика позднего НЭПа. В фильме – 1930-е годы, но мне кажется, что Быченков сделал обобщенную советскую эпоху, и сделал все настолько точно, что это не противоречит самому тексту. Прищур с легким привкусом абсурдизма он сохранил. Ведь главное здесь – интонация! А как передать в кино такой сплав лирики и эксцентрики? Но именно интонация случилась в фильме, прежде всего». И интонацию эту чудесным образом уловил автор сценария Александр Гетман. Удачное стечение обстоятельств, что авторы так тонко почувствовали прозу. Живое, остроумное кино получилось. «Видно, что работали очень дружно и тесно», – уверен Марголит.

Если говорить о кинематографической традиции, то она тут же, рядом, такая узнаваемая – это и «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен» Элема Климова, и «Республика ШКИД» Геннадия Полоки. «Счастливый неудачник» – это авторский кинематограф, мимо которого мы в свое время проскочили, едва заметив. Какой шумный успех имело бы такое кино, выйди оно на четверть века раньше. Но картина была снята в 1993 году. Перестроечное время, сейчас уже это другая эпоха. Но можно смело сказать, Валерий Быченков был последним в прошлом веке рыцарем кинематографа для детей. И свой подвиг он совершил тогда, когда подобного рода кино уже не имело никаких шансов быть увиденным. Он умудрился делать детский кинематограф в 1990-е годы, снимая удивительно добрые, искренние и душевные фильмы. Режиссер отправлялся в путешествие за детством. И вместе с ним в это путешествие отправимся и мы… Смеем вас уверить, что будет оно и увлекательным, и интересным, и незабываемым. Приятного просмотра!

Смотрите художественный фильм «Счастливый неудачник» в пятницу, 27 марта, в 10.20 

Татьяна Санина
tvkultura.ru

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация