В Большом театре прошла генеральная репетиция оперы "Князь Игорь"
Оперный коллектив Большого театра готовится к грандиозному событию – на 8 июня назначена премьера оперы Бородина «Князь Игорь» в постановке патриарха отечественной режиссуры Юрия Любимова. На счету мастера около 30-ти оперных постановок, созданных им на крупнейших мировых сценах. Однако российской публике как оперный режиссер Юрий Любимов практически не известен. Чем легендарный постановщик собирается удивить столичную публику – узнала съемочная группа «Новостей культуры».
За «Князя Игоря» режиссер легендарной Таганки брался дважды. Из-за болезни Любимова премьеру в Большом с декабря перенесли на июнь. Партитуру оперы Любимов беспощадно купировал. Вместо четырех часов опера идет два с половиной. Никогда еще война русской дружины с половцами не была такой стремительной и быстрой.
«Это не совсем купюры, эта концепция Любимова, – отмечает дирижер Василий Синайский. – Музыка, которая подходит под его режиссуру, оставлена, та, которая не подходит, изъята. Он говорил о слове, выразительности, чтобы пропевать не просто абстрактные вещи, акцентировать».
Минимализм в костюмах и декорациях – тоже концепт. Художник Мария Данилова признается – лаконизм здесь самое сложное. Никакой пышности, яркости, декоративности. Натуральные ткани – простой крой.
«Пройти по грани между историческим и современным костюмом, чтобы не получился лубочный русский костюм», – говорит художник.
За плечами Любимова больше двадцати оперных постановок на лучших европейских сценах. Кажется, что режиссер делает музыкальный спектакль по законам драматического театра. Динамика, точность акцентов и деталей.
«Это не исторический спектакль, он не является ультрасовременным, – отмечает художник Зиновий Марголин. – Это спектакль в манере Юрия Любимова».
«Половецкие пляски» – один из самых ярких фрагментов «Князя Игоря». Хореографию Касьяна Голейзовского, Любимов тоже подкорректировал – попросил артистов свистеть, бить нагайками, стучать сапогами – чтобы выпустить на волю это животное, мощное начало.
Герой Владимира Моторина князь Галицкий, хоть и лишился большого куска текста, но на режиссера не в обиде. Считает – Любимов все-таки сумел сказать о главном.
«Осталась великолепная идея о русском характере, – говорит артист. – Кровожадные, но любят кошек, собачек, лошадей».
Валерий Гильманов в шапке из рыжей лисы и вправду похож на половецкого хана. Вместо знаменитой арии Кончака, у него здесь редко исполняемая песня.
Эльчин Азизов к своему герою относится не однозначно. Князь Игорь – герой или неудачник погубивший дружину, попавший в плен, пренебрегший знамением. Но Любимов точно знал – делает историю о живом человеке, а значит его сила и слабость здесь на равных.
«Он безумно внимателен к деталям, важен каждый жест и эмоция, – отмечает Эльчин Азизов. – Гармоничны сами с собой и честны».
Князь Игорь у Любимова исполнит редкий монолог, где призовет к объединению русских князей – Эльчин Азизов считает что он стоит всех купюр.
Новости культуры