История династии Романовых в портретах членов царской семьи
Выставка "Романовы. Портрет династии" открывается сегодня в Государственном историческом музее. В год 400-летия царского дома стоит признать, что с изображением в истории Романовым не везло. Приукрашенный парадный портрет в 1917 году сменился карикатурным, но оба далеки от оригинала. Поработать над сходством – задача современных исследователей. А у публики есть возможность изучить черты династии на примерах экспонатов грандиозной выставки. Это и сделала Мария КОиро. Рассказывают "Новости культуры".
Четыре столетия российской истории в четырехстах портретах членов главной семьи Российской империи. Цари и императоры, великие князья и княжны… Парадные портреты правящей династии создавались не только для семейной галереи. Каждый – это образ действующей власти.
"Это в какой-то степени символическое произведение, это символ такой же, как герб, как флаг государства. С его программой, с его определенными, так сказать, идеологическими аспектами", – поясняет директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
Мраморные бюсты в классическом стиле – XVIII век, тонкий психологический портрет XIX столетия, первые в истории страны фотографии, появившиеся уже при Александре Первом. А начиналось все с практически иконописных парсун.
"Эти два небольших конных портрета первых царей династии Романовых – Михаила Федоровича и Алексея Михайловича – относятся к первым произведениям портретной живописи в России", – говорит ведущий научный сотрудник отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея Людмила Руднева.
Если в XVIII веке члены царской семьи чаще всего выбирали военное поприще, то с средины XIX века список профессий, в которых преуспели Романовы, значительно расширился. Князь-архитектор Петр Николаевич, князь-авиатор Александр Михайлович… Был даже князь-актер.
"Интересна история Константина Константиновича, великого князя. Он был поэтом, переводчиком, актером, у нас есть его портреты в образе Гамлета, которого он играл на сцене эрмитажного театра", – замечает куратор выставки Евгений Лукьянов.
Судьба большинства из тех, кто запечатлен на архивных фотографиях, после революции сложилась трагически. Репрессиям подверглись не только сами члены династии, но и их портреты, значительная часть которых была уничтожена в 1930-е годы.
Портрет Ольги Александровны, известной как последняя великая княгиня – в эмиграции она пережила всех своих братьев и сестер. Когда картина поступила в музей, княгиню на ней не узнали, и полотно 70 лет провело на полках хранилища, свернутое в свиток. Отреставрировали его только перед открытием выставки.
Большая часть экспонатов выставлена впервые. Увидеть их можно будет до января – столько продлится выставка. Но в музее надеются, что когда-нибудь они станут основой портретной галерееи, полностью посвященной дому Романовых.
Новости культуры