20 октября 2014, 15:30 20 октября 2014, 16:30 20 октября 2014, 17:30 20 октября 2014, 18:30 20 октября 2014, 19:30 20 октября 2014, 20:30 20 октября 2014, 21:30 20 октября 2014, 22:30 20 октября 2014, 23:30 21 октября 2014, 00:30 21 октября 2014, 01:30

К 80-летию со дня рождения Шнитке

  • К 80-летию со дня рождения Шнитке
  • Картинка
    Вечер, посвященный 80-летию со дня рождения Альфреда Шнитке
  • К 80-летию со дня рождения Шнитке
Вечер, посвященный композитору, продолжил программу XIV Международного музыкального фестиваля ArsLonga.

Программу XIV Международного музыкального фестиваля ArsLonga в Доме музыки продолжил вечер, посвященный 80-летию со дня рождения Альфреда Шнитке. Специально для этого концерта было подготовлено переложение «Фауст-кантаты» для камерного состава. В Москве сочинение исполняется впервые. Рассказывают «Новости культуры». 

Сочинения Альфреда Шнитке когда-то были запретным плодом, официозные критики называли их «пощечиной соцреализму». Опального композитора запрещали, он долгие годы писал в стол. В мае 1983 года в Москве впервые должны были исполнить «Фауст-кантату», но накануне концерт внезапно отменили. Долгое время сочинение в России не звучало. В последние годы его исполняли в разных переложениях. Издание для камерного состава специально для фестиваля ArsLonga подготовил немецкий композитор Фредерик Швенк.

«Яркое впечатление на меня она произвела, когда я учил немецкий язык, потому что он – страшный, корявый, это не "Фауст" Гете. Старинные обороты – это добавляет выразительности», – рассказывает бас-баритон, исполнитель партии Фауста, солист театра «Новая опера» Владимир Байков. 

Ощущение ужаса иногда испытывал и сам Шнитке. Во время написания кантаты композитор раздобыл книгу самого доктора Фауста по черной магии. Его била лихорадка от этой «страшной, ужасной литературы». При создании образа Фауста этот источник – не единственный. Был еще роман Томаса Манна. А текстом для кантаты послужили последние главы «Народной книги» Иоганна Шписа, повествующие о конце жизни Фауста. 

«Я как раз читаю Гюнтера Людвига о Гете, его жизненном пути. Каждый должен решать для себя, о чем эта музыка. Там заложено такое количество пластов, только с годами можно определить для себя», – считает пианист Степан Симонян. 

Лев Конторович был учеником Альфреда Шнитке. В молодые годы дирижера восхищала авангардность музыки композитора, сейчас, конечно, – содержание. «Он не писал просто математику, …это была музыка души», – убежден главный дирижер Академического Большого хора «Мастера хорового пения», народный артист России Лев Конторович.

Образ Фауста – прошел через многие сочинения композитора. Кем он был для Шнитке: тираном или грешником? В легенде о Фаусте композитор особенно выделял одно его качество – совесть. Для самого Шнитке совесть была источником надежды на будущее мира. 


Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация