Битвы и пиры древних обитателей Фракии возрождает экспозиция в Историческом музее
В высшей математике, пожалуй, проще докопаться до истины, чем в такой науке, как история. Ещё Сенека Луций Аней Младший говорил, что прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько самые вопросы. Но есть у истории и утешительная сторона – это богатое культурное наследие. О нём напоминает экспозиция, которая открылась в Государственном Историческом музее. «Фракийское золото из Болгарии» – это совместный проект двух стран. Гомер, который первым упомянул Фракию в «Илиаде», описал её как «страну укротителей конных», особо отметив роскошь фракийских доспехов из золота, достойных богов, а не смертных. Рассказывают «Новости культуры».
Фракийцы были известны, как очень храбрый народ. Вспомнить, к примеру, Спартака, не побоявшегося поднять восстание рабов. И хотя его войско было разбито, да и сама Древняя Фракия и вовсе перестала существовать, воинами фракийцы считались искусными. По крайней мере, у греков. Софокл даже называл бога войны Ареса рождённым во Фракии.
Здесь и шлемы «фракийского» типа с нащёчниками, оформленными как борода и усы, конное снаряжение, и конечно, оружие.
«Потрясающий фракийский меч с такой особой резной ручкой IV века до нашей эры, – говорит министр культуры РФ Владимир Мединский. – Мне кажется, что фракийский пехотинец должен быть минимум ростом 190, чтобы управляться с таким мечом. Это о многом говорит».
О многом может рассказать и самая ранняя и самая большая из найденных во Фракии золотых масок. Такие помещали на лицо умершего, считалось, что в таком случае он сам становился «золотым».
«Золотые люди – это первое героическое поколение, это первое поколение людей и присоединяясь, таким образом, к этому поколению, умерший, вроде бы, постигал бессмертие», – поясняет профессор Нового болгарского университета Иван Маразов.
Фракийцы верили в бессмертие, но и радости земной жизни умели ценить, любили пировать. Либо осушить, либо всё время держать в руках – этот сосуд нельзя было поставить. Ритоны с головой Геры, Афродиты, оленя, козла, барана – знаменитый клад Панагюриште, когда-то эти предметы создали греческие мастера. Исследователи утверждают, что греки пытались привлечь фракийских царей с их мощной армией к себе в союзники, вот и не скупились на дары. Эти подношения щедро украшены сценами из греческой мифологии. Можно разглядеть Париса, Менаду, Диониса, кстати, греки верили, что и бог виноделия тоже родом из Фракии. Этот ритон нехарактерной формы – из боровского клада. Повествует о пире фракийских царей.
«Ритон брался в руку, и из вот этого отверстия вытекало вино, – рассказывает куратор выставки старший научный сотрудник отдела археологии государственного Исторического музея Денис Журавлёв. – Вот они представлены как раз в сцене пира. А наверху вакханки, всякие дионисийские сцены, которые как раз, опять же говорят о радостях жизни, о вине и обо всё прекрасном».
Эти браслеты, скульптуры, солонки, как рассказывают на выставке, ещё никогда не покидали территорию Болгарии. В нашей стране это первая выставка о культуре Древней Фракии такого масштаба. В одном месте – Историческом музее собраны экспонаты из разных музеев Болгарии, не только национального, предметы из частных коллекций. Открывать экспозицию приехали и посол, и министр культуры Болгарии.
«Когда ты показываешь что-то красивое – это всегда легко, – говорит министр культуры Республики Болгария Петр Стоянович. – А когда показываешь в Москве своим русским друзьям – ещё приятнее. Я вижу, как много общего мы можем сделать в будущем и это уже не мифы, а вопрос нашего совместного будущего».
«Это уникальный случай, когда в течение менее чем одного года удалось провести целый объём переговоров, выделить средства с болгарской стороны и с российской стороны и создать такую выставку», – отмечает директор государственного Исторического музея Алексей Левыкин.
317 экспонатов, охватывающих почти целое тысячелетие, многие из которых даже ещё мало изучены. Кажется, здесь мифы и легенды, действительно, оживают.
Новости культуры