17 августа 2015, 10:41 17 августа 2015, 11:41 17 августа 2015, 12:41 17 августа 2015, 13:41 17 августа 2015, 14:41 17 августа 2015, 15:41 17 августа 2015, 16:41 17 августа 2015, 17:41 17 августа 2015, 18:41 17 августа 2015, 19:41 17 августа 2015, 20:41

В Псковский музей-заповедник вернулись три иконы

  • В Псковский музей-заповедник вернулись три иконы
  • Картинка
    В Псковский музей-заповедник вернулись три иконы
  • В Псковский музей-заповедник вернулись три иконы
Они проходили курс «длительного лечения» во Всероссийском центре имени Грабаря. Самая ранняя из икон – «Успение Богоматери» – XV века. Иконы возвращены к жизни, но изучение их происхождения продолжается.

В Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, после реставрации, вернулись три иконы. Они проходили курс «длительного лечения» во Всероссийском центре имени Грабаря. Самая ранняя из икон – «Успение Богоматери» XV века. Следующим столетием датируется «Спас на престоле». «Усекновение главы Иоанна Предтечи» с житием в клеймах – уже XVII век. Иконы возвращены к жизни, но изучение их происхождения продолжается.

Святые молятся и просят за человечество. «Спас в силах» –  из каких храмов эта икона и «Успение Богоматери» довоенного собрания музея, установить пока не удалось. А вот икона «Иоанна Крестителя» поступила в музей из Опочки во время экспедиции реставрационного Центра имени Грабаря.

« "Рождество Христово" – поздняя икона XIX века. Когда был сделан рентген в ВХНРЦ, оказалось что под этой поздней записью конца XIX - начала XX века существует более ранняя икона с совершенно другим сюжетом. Реставрация заключалась в том, чтобы укреплять конечную икону, чтобы снимать более поздние записи, чтобы предстала во всей красе такая яркая икона XVII века», – отметила главный хранитель Псковского музея-заповедника Мария Проценко.

Во всей красе – «Иоанн Креститель». Рождение, жизнь в пустыне, крещение в водах Иордана, усекновение главы по желанию иудейской царицы Иродиады. Укрепление красочного слоя приходилось проводить одновременно с раскрытием поздних записей.

«Эта икона – типичный хроник. Она была в очень тяжелом состоянии. Это поздний XVII век, не такой крепкий левкас, как у более древних икон, расслоение левкаса, многочисленные приподнятости, вздутия, отставания, при этом толстый слой записи. Мы видим здесь контрольные участки. Здесь и на "Спасе" есть. Все это создавало дополнительное напряжение», – рассказывает заведующая отделом реставрации Псковского музея-заповедника, эксперт Министерства культуры РФ Наталья Ткачева.

На реставрацию все три шедевра были отправлены почти полстолетия назад. Спасением икон занимались корифеи российской реставрации, старейшие специалисты Центра Грабаря: Адольф Овчинников, Марина Наумова, Тамара Милова. То, что состояние этих икон казалось безнадежным, сейчас даже трудно представить.


 

Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация