24 февраля 2016, 10:48 24 февраля 2016, 11:48 24 февраля 2016, 12:48 24 февраля 2016, 13:48 24 февраля 2016, 14:48 24 февраля 2016, 15:48 24 февраля 2016, 16:48 24 февраля 2016, 17:48 24 февраля 2016, 18:48 24 февраля 2016, 19:48 24 февраля 2016, 20:48

К 90-летию режиссера Анджея Вайды

  • К 90-летию режиссера Анджея Вайды
  • К 90-летию режиссера Анджея Вайды
  • К 90-летию режиссера Анджея Вайды
  • К 90-летию режиссера Анджея Вайды
6 марта исполняется 90 лет режиссеру Анджею Вайде, мэтру мирового кинематографа и одному из основателей польской национальной кинематографической школы. К этой дате в эфире телеканала "Россия К" – премьерный показ программы "Мысли о Достоевском" (3 марта, 00:00) и документального фильма "Бесы". Спустя годы" (3 марта, 00:10).

6 марта исполняется 90 лет режиссеру Анджею Вайде, мэтру мирового кинематографа и одному из основателей польской национальной кинематографической школы. К этой дате в эфире телеканала "Россия К" – премьерный показ программы "Мысли о Достоевском" (3 марта, 00:00) и документального фильма "Бесы". Спустя годы" (3 марта, 00:10).

Анджей Вайда – признанный классик мирового кинематографа. За свою долгую творческую жизнь он снял более 40 художественных и телевизионных фильмов, поставил множество спектаклей. Киноленты Анджея Вайды отличаются разнообразием стилистического решения: на его счету и военные фильмы, и исторические картины, и аллегории, и камерные психологические драмы, и экранизация литературной классики, как польской, так и мировой. Каждое его творение рождалось как принципиально новое авторское высказывание; многие фильмы и спектакли стали культовыми.

К 90-летию Анджея Вайды телеканал "Россия К" покажет кинорежиссера с его менее известной – театральной – стороны. Театральный дебют Вайды состоялся в 1959 году в Драматическом театре в Гдыне, а в 1963 году началось его многолетнее сотрудничество со Старым театром в Кракове. В 1960-е годы он ставил спектакли в Варшаве, а в последующие годы сотрудничал со многими зарубежными театрами. Но именно постановки в знаменитом Старом театре в Кракове стали знаковыми для своего времени и создали своеобразный стиль Вайды уже как театрального режиссера, что в свою очередь повлияло и на его кинематографическое творчество. Не в последнюю очередь это связано с тем, что на сцене были поставлены спектакли так называемого "Достоевского цикла" Вайды. Именно о них пойдет речь в программе "Мысли о Достоевском" (3 марта, в 00:00), представляющей собой беседу с выдающимся режиссером, записанную в Варшаве в 2015 году. Федор Михайлович Достоевский – значительная часть его жизни, и свой выбор Вайда объясняет тем, что Достоевский – писатель, которого он постоянно перечитывает, каждый раз раскрывая что-то новое; чьи произведения всегда актуальны. Режиссер вспоминает о своих постановках "27 репетиций "Идиота", "Бесы", "Настасья", "Преступление и наказание".

Одним из своих самых необычных спектаклей Вайда считает постановку "Идиот". Режиссер изначально не ставил себе задачу охватить роман целиком: он считал это невозможным и поэтому выбрал только отдельные эпизоды. Спектакль необычен тем, что его постановка осуществлена силами японских актеров. Кроме того, и Мышкина, и Настасью в спектакле играл один человек – актер театра кабуки Тамасабуро Бандо. "Поскольку у Достоевского возможно все, я решил, что и Мышкина, и Настасью будет играть один герой. Встреча с этим великим актером позволила мне совершить один из прекрасных творческих экспериментов", – рассказывает Вайда. В программе он вспоминает и об одном из самых важных спектаклей в своей жизни – "Бесах", поставленном им в московском театре "Современник" в 2004 году. Это был не первый его опыт создания спектакля по данному произведению: "Я ставил "Бесов" по-польски, по-немецки, по-японски, но я не знал, как звучит Достоевский по-русски. В Кракове мне всегда мешали ставить Достоевского, и вдруг – я еду в Москву и ставлю на русском языке тех самых "Бесов"! Только в этом спектакле я узнал, что значит язык, насколько более выразительными становятся некоторые вещи, как еще глубже проникают они в мое сердце, в мой разум. Ведь литература создается на языке писателя и гораздо больше она говорит именно тому зрителю, который понимает этот язык".

Об истории создания другого своего легендарного спектакля, поставленного на сцене Старого театра в Кракове в 1971 году по тому же самому роману, Анджей Вайда рассказывает в документальном фильме "Бесы". Спустя годы" (3 марта, 00:10). Спектакль оставался в репертуаре театра на протяжении почти 15 лет, а также выезжал на гастроли в Японию, Германию, Израиль, США. Такой успех Вайда объясняет исключительной злободневностью романа: "Бесы стали частью нашей жизни, и случилось так, что мы все обнаружили их внутри себя". Режиссер рассказывает об актерах Войцехе Пшоняке и Яне Новицком, сценографе Кристине Захватович, композиторе Зигмунте Конечны. В фильм включены сцены из спектакля, а также интервью с участниками постановки. У каждого из них свое представление о Достоевском, о его произведениях и героях, но все они ценят уникальную способность великого русского писателя необыкновенно глубоко размышлять о природе человека: "Как много мне рассказал Достоевский о том, что такое человек и что можно от него ожидать, – говорит Вайда. – И для меня никто не является таким знатоком человеческих душ, как он".

Пресс-служба телеканала "Россия К"
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация