23 сентября 2016, 09:28 23 сентября 2016, 10:28 23 сентября 2016, 11:28 23 сентября 2016, 12:28 23 сентября 2016, 13:28 23 сентября 2016, 14:28 23 сентября 2016, 15:28 23 сентября 2016, 16:28 23 сентября 2016, 17:28 23 сентября 2016, 18:28 23 сентября 2016, 19:28

В Московской консерватории состоялся первый концерт из цикла "Музыка митрополита Илариона"

  • В Московской консерватории состоялся первый концерт из цикла "Музыка митрополита Илариона"
  • Картинка
    В Московской консерватории состоялся первый концерт из цикла "Музыка митрополита Илариона"
  • В Московской консерватории состоялся первый концерт из цикла "Музыка митрополита Илариона"
В музыке он создал новый жанр – духовной инструментально-хоровой оратории на богослужебные православные тексты, с элементами музыки барокко и стилистики русских композиторов ХХ века. По признанию самого Илариона, ему удалось воплотить мечту Михаила Ивановича Глинки – "повенчать западную фугу с русским церковным пением".

В Большом зале консерватории прошел первый концерт из цикла «Музыка митрополита Илариона», посвящённого 50-летию церковного композитора, богослова, историка церкви. Он отметил его летом. В музыке он создал новый жанр – духовной инструментально-хоровой оратории на богослужебные православные тексты, с элементами музыки барокко и стилистики русских композиторов ХХ века. По признанию самого Илариона, ему удалось воплотить мечту Михаила Ивановича Глинки – «повенчать западную фугу с русским церковным пением».

На сцене консерватории звучали произведения, написанные в разные годы. «Песни о смерти» - самое раннее из того, что, говорит, «не стыдно представлять публике» - это выпускная работа в Гнесинской школе.

Кстати, в начале 2000-х «Песни о смерти» исполнил Московский синодальный хор – тот концерт и стал началом возвращения митрополита Илариона к музыке после 20-летнего перерыва.

«Владыка Иларион в своем творчестве соединяет высокую классику и глубокое духовное проникновение, духовное содержание. И вот это соединение классики и глубокой духовности дает тот необыкновенный импульс для души, который никого не оставляет равнодушным», - убежден руководитель Московского синодального хора Алексей Пузаков.

Одно из последних сочинений - «Фуга на тему BACH» для симфонического оркестра. К Баху вообще особое отношение – он для митрополита композитор номер один. В произведении речь о монограмме – четырех нотах, которыми подписывался немецкий музыкант. Каждая нота – латинская буква, они и образуют фамилию «ВАСН».

«Когда я начал писать свою "Фугу на тему BACH", я взял только эти четыре ноты. И из них была соткана вот эта фуга, в которой около 30 раз эта тема возникает, у разных инструментов, в разных тональностях и в этой самой теме есть какая-то потрясающая внутренняя сила, она символизирует крест», - подчеркнул митрополит Иларион.

Очень долго композитор работал над темой Богоматери. На создание Stabat Mater ушло три года. Мировая премьера состоялась в 2012-м – сочинение прозвучало в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.

«Прежде всего – это профессиональный композитор, у него превосходный слух, на репетициях это все отметили, он ничего не пропускает, знает свои сочинения наизусть, и это дополнительная ответственность», - признался дирижер, народный артист СССР Владимир Спиваков.

Долгого перерыва в сочинительстве композитор не боится – уверен: вдохновение придет само, когда не ждешь. Работы и так хватает – сейчас редактирует духовные сочинения Петра Чайковского. 

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация