9 января 2017, 18:53 9 января 2017, 19:53 9 января 2017, 20:53 9 января 2017, 21:53 9 января 2017, 22:53 9 января 2017, 23:53 10 января 2017, 00:53 10 января 2017, 01:53 10 января 2017, 02:53 10 января 2017, 03:53 10 января 2017, 04:53

В Гатчинском дворце отреставрировали Мраморную лестницу

  • В Гатчинском дворце отреставрировали Мраморную лестницу
  • Картинка
    В Гатчинском дворце отреставрировали Мраморную лестницу
  • В Гатчинском дворце отреставрировали Мраморную лестницу
В Гатчинском дворце завершена реставрация парадной Мраморной лестницы Арсенального каре. Образец русского неоренессанса XIX века сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Частично реставрация проводилась с 50-х, но только три года назад стало возможно полноценное восстановление ансамбля. Теперь посетители могут увидеть, каким был замысел архитектора Романа Кузьмина.

В Гатчинском дворце завершена реставрация парадной Мраморной лестницы Арсенального каре. Образец русского неоренессанса XIX века сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Частично реставрация проводилась с 50-х, но только три года назад стало возможно полноценное восстановление ансамбля. Теперь посетители могут увидеть, каким был замысел архитектора Романа Кузьмина. А еще можно полюбоваться Ротондой под гербом и Светлыми переходами.

Арсенальное каре – это «дворец во дворце» на двести помещений. Вход со двора в стиле неоренессанс – правда, по углам пока нагромождение стройматериалов. Реконструкцию плаца продолжат весной, когда, не нарушая технологии, можно будет положить плитку – такую же, как перед Главным корпусом.

В архивах Гатчинского музея есть фотографии, где эта лестница – Мраморная – засыпана снегом, и геральдические орлы сброшены со стен. От каменной облицовки остались лишь фрагменты – по этим сохранившимся кусочкам и по старинным акварелям реставраторы собрали лестницу – буквально по ступеньке, так же и колонны.

«Важно было найти сочетание янтарного и зеленого, чтобы не казался малахитом, серым, синим, и хорошо гармонировал, не резал бы глаз», – пояснила главный архитектор Государственного музея-заповедника «Гатчина» Татьяна Яковлева.

Сохранившихся интерьеров архитектора Кузьмина критически мало. К тому же, они нехарактерные для Петербурга – яркие, поэтому так важно угадать с цветом. Это была комплексная реставрация, что означает: одновременно со стенами восстанавливали и элементы декора. Например, пьедесталы под вазы.

К моменту начала реставрации единственное в мире месторождение серо-голубой яшмы оказалось выработано и закрыто. Тогда были предложены экстремальные варианты решения этой проблемы: распилить толстые стенки колонны и получившиеся пластины использовать для облицовки. Но реставрационный совет запретил, и утраченные фрагменты заменили искусственным камнем цвета штормового Балтийского моря.

«Как часто вы смотрите наверх и как часто видите звезды?» – этот неожиданный вопрос сотрудники музея задают журналистам у Ротонды под гербом. Когда возникла необходимость восстановить световой купол, выяснилось, что его нет ни на одном снимке, сделанном на уровне глаз. Фрагменты купола лишь случайно попадали в кадр во время стандартной фотофиксации люстр.

«Свод нашего светового фонаря очень сложный, и крылья у орлов чуть-чуть отличаются друг от друга, и было проблемой посадить орлов на подушечки – потому что модель одна, а угол загиба у крыльев разный», – пояснила старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Гатчина» Инна Беляева.

До полного окончания работ в Арсенальном каре – семь лет. На 2017-й запланированы работы в парке и в здании Фермы, уже готов проект восстановления Большого каменного моста, на очереди – Адмиралтейство.  

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация