
Культурный вопрос Киноязык диктуется содержанием
Персоны
Картина Андрея Кончаловского "Рай" стала лучшим российским фильмом 2016 года по версии Гильдии кинокритиков и киноведов. В скором времени она будет бороться за "Оскар". В гостях у Антона Долина в студии "Вестей ФМ" создатель "Рая" - режиссёр Андрей Кончаловский.
Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня у нас прекрасный гость, к счастью, периодически появляющийся у нас на радио, но сейчас по особенно приятному поводу. К нам пришел Андрей Сергеевич Кончаловский. Андрей Сергеевич, привет.
Кончаловский: Привет, привет.
Долин: А повод наш – то, что все-таки совсем скоро уже доберется до российского проката, уже был совсем узкий маленький прокат формальный, ну совсем маленький и сразу с распроданными билетами, и будет наконец-то российский прокат нового фильма Кончаловского, который называется "Рай". Это фильм, который очень большое впечатление произвел на публику и на жюри, как мы поняли, в финале фестиваля в Венеции, получил "Серебряного льва". И это фильм, который выбрал Российский Оскаровский комитет, чтобы отправить его на соискание премии "Оскар". Вот. И давайте начнем, наверное, все-таки с Венеции, ну просто по хронологии. И вот с таким вопросом хочу к вам обратиться. Все-таки для вас, уже живого классика, человека уже в летах, два раза подряд приз "Серебряный лев", который на самом деле, особенно в этот раз, вам был дан совершенно каким-то уникальным образом, потому что там команда, в общем-то, молодежи, режиссеров, которые это получили, люди, которых недавно никто не знал или знали только их поклонники, и вы единственный от лица, я не знаю, ветеранов вдруг оказываетесь… Я не знаю, как это назвать правильно.
Кончаловский: Я тоже.
Долин: Второй фильм подряд. Это совсем необычно, и я такого вообще, честно говоря, не припомню.
Кончаловский: Ну а что я могу сказать? Я ничего сказать не могу по этому поводу. Ну, конечно, премию получать приятно. Но вот я думаю, что гулять по каналам Венеции вот на той стороне, где пусто, Джудекка, вот эти места, там очень широкий такой канал, смотреть на закат солнца и знать, что там через два-три дня ты будешь показывать свой фильм на биеннале, обалденное счастье! Ожидание - вообще это мощнейший стимул для эндорфинов. Ну, конечно, когда там получаешь, это очень приятно, но уже это как бы, это уже… Ожидание сильнее, вообще клянусь, ожидание сильнее.
Долин: Я охотно верю. Единственное, что Венеция – это действительно хорошая площадка, хороший пример.
Кончаловский: Да нет, ну для меня Венеция… Алё, я в Венецию попал в 62-м году впервые, я был мальчишкой.
Долин: Я знаю, это ваша вообще, это ваша родина кинематографическая.
Кончаловский: Я просто первый раз приехал из Советского Союза. Мы с Тарковским, так получилось, я получал премию за свою студенческую работу, и он получал премию за "Иваново детство", но Венеция – это был первый город, который показал мне, какая может быть жизнь в других частях света.
Долин: А можно сказать, что вас вообще вот этот опыт Венеции чему-то научил? Ну, кроме там разнообразия мира и красоты венецианской невероятной архитектуры.
Кончаловский: Не могу сказать. Ты знаешь, впечатление от любого места, куда ты приезжаешь, зависит еще от уровня, от твоего возраста, вообще от многих вещей. Одно дело, когда ты мальчишкой, в общем, практически очень молодым человеком советским, таким студентом попадаешь в сказку и вообще даже не понимаешь, где ты находишься, и тебе всегда кажется… В этом возрасте всегда кажется, что ты что-то можешь пропустить, просто спать вообще не можешь, потому что, не дай бог, что-то пропустишь. И другое дело, когда ты приезжаешь уже там через 10 лет, через 20. Я приезжал туда достаточно много раз со своими картинами, из Америки я приезжал с "Любовниками Марии", а до этого я приезжал с "Первым учителем". Так что туристом приезжать замечательно, но когда ты привозишь в свою Alter ego в какой-то степени результат, то это, конечно, совсем другое ощущение. Ты Ну вообще премьера – это такая для режиссера и в театре, и в кино, это такая звенящая вещь, особенно если ты какие-то надежды связываешь с тем, как будет воспринято год, полтора, два (может быть, даже больше) твоих трудов.
Полностью слушайте в аудиоверсии.