Культурный вопрос. "Притяжение": а почему бы НЛО не прилететь в Россию?
В прокат выходит "Притяжение" Федора Бондарчука - романтическая и социальная фантастика о летающей тарелке, приземлившейся в Чертанове. О премьере кинообозреватель Антон Долин беседовал с режиссером картины в программе "Культурный вопрос" на радио "Вести ФМ".
Бондарчук: Здравствуйте, Антон.
Долин: Привет, привет.
Бондарчук: Привет-привет.
Долин: На самом деле есть много разных поводов для встречи и разговора, но все-таки первым и главным я считаю выход фильма "Притяжение". Это новая картина Федора Бондарчука, и она, ну по всему судя и судя даже по тем трейлерам, которые уже опубликованы, и крутятся в кинотеатрах, и есть в Интернете, совершенно нечто другое – и чем "Сталинград", и чем "Обитаемый остров", и чем тем более "Девятая рота", это какой-то совершенно новый опыт. И причем, я бы добавил к этому, что это новый опыт и для российского кино в целом. Потому что при том огромном количестве фильмов на космическую тематику, фильмов про пришельцев, научная фантастика, которые к нам приходят из Америки и даже в каком-то количестве из Европы, наши режиссеры побаиваются экспериментировать в этой области. И можно их понять – кажется, что это ну не наша какая-то стезя. Поэтому первый вопрос и главный – насколько это все для тебя было незнакомое, чужое, новое? И насколько было страшно или авантюрно, или соблазнительно в это новое вот как-то нырнуть?
Бондарчук: Вот по порядку. Насколько это было новое для меня. Действительно, читаешь, я читал когда первый вариант литературного сценария от Маловичко и Золотарева, меня порадовала и заинтересовала наглость. С одной стороны, почему неопознанные летающие объекты могут падать только на Лос-Анджелес или на Кейптаун? Есть еще другие города.
Долин: Да, мы давно обижены уже, да.
Бондарчук: Но со стороны россиянина ты все равно это воспринимаешь диковато: как это, подождите, это же вроде бы не наша территория… Да при чем здесь наша или не наша территория, какая тебе разница? Но все равно: подождите, я же ничего подобного не видел, даже не слышал, мы не можем себе это представить… Поэтому вот с этой интонацией я так смотрел диковато на этот сценарий. Но потом ровно через там несколько минут прочтения ты уже забываешь про это, и я был увлечен сюжетом. А потом, когда возникли другие смыслы, это уже был другой сценарий, другой этап работы над сценарием.
Долин: А много было версий сценария?
Бондарчук: 23 версии.
Долин: 23?!
Бондарчук: Да. Где-то на третьем варианте сценария я увидел там не только инопланетян, а историю того, что если убрать, заменить слово "инопланетяне" на слово "другие", то это история просто про нас, про день сегодняшний. В принципе, можно инопланетян и не показывать, можно вырезать, картину "Притяжение" можно сделать из сводок новостей сегодняшних, даже не показывая инопланетян. Но от такой возможности показать огромный шар с кольцами, горящими над Чертаново, я не мог себя лишить такого удовольствия. А дальше возникли вот как раз вопросы, что, ой, подождите, а как все-таки это делать?
С одной стороны, ты понимаешь прекрасно, что время сегодняшнее, в России ты можешь позволить себе там на территории компьютерной графики сделать всё. Это вот правда, вот это объективно – есть специалисты, и ели их нет, они уже давным-давно работают с другими коллегами из других стран, нет границ, нет вопросов непонимания. А у нас происходило так и на "Притяжении" в том числе. Поэтому это, так сказать, только в плоскости твоей фантазии. Но вот когда ты переходишь к тому, что ты не придумываешь миры, как, например, в "Обитаемом острове", или "Сталинград" (потому что он визуально был, это одна из составляющих того вызова, почему я делал картину "Сталинград", визуальное решение - и решение монтажное, и 3D-стереоскопия, и IMAX, и так далее, и так далее), то здесь украшательством никаким я не занимался, миры я не придумывал.
Единственное, что я придумывал концепт этой инопланетной цивилизации, которую мы инкрустировали в день сегодняшний, который мы не доделывали, он такой, какой он есть. Это был какой-то, не какой-то, а вполне конкретный для меня вызов.
Полностью слушайте в аудиоверсии.