Авторские материалы Место, где деньги – всего лишь мусор: как в отделении ЦБ утилизируют старые банкноты

17 октября 2017, 11:39

Персоны

Принять, посчитать, перебрать и уничтожить негодные деньги - таковы функции одного из крупнейших отделений Центробанка. Его сотрудники пригласили журналистов и буквально показали механизмы своей работы. Обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов поделился впечатлениями. 

Секретность в огромном здании первого отделения Главного управления Центробанка по Центральному федеральному округу начинается сразу со входа: пост полиции - на внешних воротах, еще один - в вестибюле. Но и после тщательной проверки документов вольной прогулки по комплексу не будет: каждый этаж поделен на секции с массивными дверями, пройти в них можно только со специальным электронным пропуском. И это - только видимые контуры безопасности. Злоумышленникам лучше даже не пытаться что-либо сделать, сразу пояснили руководители организации. И попросили не тратить время на вопросы о подобных фантазиях. Тем паче, что увиденное захватывало само по себе. 

Если денежное обращение справедливо называют кровеносной системой экономики, то этот расчетно-кассовый центр достоин сравнения с сердцем и печенью. Сюда поступают наличные деньги из банков, здесь отсеиваются ветхие и фальшивые купюры, остальные пересчитываются и заново отправляются по банкам. Совокупная мощность установок, работающих здесь, самая большая не только в России, но и во всей Европе. 

Первая зона контроля - уже на въезде для инкассаторских грузовиков: деньги заносят в специальный шлюз с дозиметрическими датчиками. Даже если небольшую царапину на руке помазать йодом - зазвучит сигнал тревоги. И сразу в банк, откуда поступил такой груз, отправится бригада радиационного контроля. Но это событие - из разряда крайне редких, обычно спокойно начинается пересчет.

Наличные собирают в синюю пластиковую коробку, в каждой - ровно 50 миллионов рублей, если речь идет о 5000 купюрах. Девушкам на смене 13-килограммовые коробки помогает перемещать вакуумный манипулятор. 20 коробок помещаются в сетчатый ящик на колесах высотой по пояс взрослому человеку. Миллиард рублей в нем едет дальше на сортировку. 

В отделении работает несколько конвейерных линий - соответственно номиналу. Деньги летят по установке со скоростью 33 купюры в секунду - втрое быстрее скорострельности автомата Калашникова. Годные наличные вновь собираются, ветхие машина отделяет и тут же режет в лапшу. Но есть еще одна ячейка, куда попадают купюры сомнительные и фальшивые. 

Всем известны рекламные плакаты о банкнотах, которые знакомят с их цветом, рисунком, водяными знаками, объемными полосками и металлической лентой - в общем, с признаками, определяющими их подлинность. Так сказать, для обывателей - посмотреть и пощупать. Еще десяток технологических особенностей купюр знают сотрудники этого отделения. А еще десяток незнаком даже им, но введен в программную начинку обрабатывающих машин. Каждый датчик внутри них отвечает за свой уровень идентификации. Такие устройства - последнее слово отечественной и мировой банковской индустрии, говорит заместитель управляющего отделения №1 Сергей Ратников. 

РАТНИКОВ: Это совместное оборудование - Giesecke & Devrient - ЛОМО. Giesecke - это Германия, а ЛОМО - это Ленинградское Оптико-механическое объединение. Они производят это оборудование и поставляют его нам. В принципе это наши, российские машины.

На конвейере в застекленном помещении работают люди в белых халатах. Халаты, кстати, без карманов. "Что, в самом деле так серьезно?", - интересуюсь у сопровождающих. В принципе, отвечают, любая купюра, которую отсюда попытаются вынести, включит сирену. И спецодежда - только чтобы не провоцировать. Заодно стало ясно, почему в приглашении сюда особо отмечалось: все денежные знаки нужно оставить в гардеробе. Этот зал - главный барьер на пути фальшивок в денежном обороте. Машина находит рукотворную купюру и отправляет экспертам, рассказывает начальник отдела технического обеспечения кассовой работы Игорь Трепов.

ТРЕПОВ: Сначала - исследование, а правоохранительные органы привлекаются в том числе для определения путей ее появления и "жизненного цикла". 

КОРР.: Насколько часто фальшивки появляются? 

ТРЕПОВ: Точных цифр я не приведу, но практически каждый день выявляются поддельные банкноты.

КОРР.: И какой их номинал? 

ТРЕПОВ: Как правило, наиболее распространены 1000 рублей и 5000 рублей. В моем понимании, остальные банкноты подделывать нет никакого экономического смысла.

Отдельный маршрут - у "сомнительных" денег: купюра вроде бы всем хороша, но с краю может быть надрыв, или прокол, или оставленная кем-то надпись. Они уходят на дополнительный осмотр, а затем погашаются. Разглядываем гаситель - компактный пресс с усилием в полторы тонны, оставляющий на пачке банкнот 5 сквозных дырок, в которые пройдет мизинец. "А дальше эту пачку тоже размелют в лапшу?", - спрашиваю у заместителя начальника второго отдела кассы пересчета Ольги Зараменских. "Размелют, только не пачку", - отвечает она. Упаковка из 100 купюр называется другим словом. 

ЗАРАМЕНСКИХ: 100 банкнот объединяются в корешок на машине и уже гасятся одним движением.

А вот пачкой называются запечатанные в полиэтилен 10 корешков - 1000 купюр, 1 килограмм. Такова масса, выходит, 5 миллионов рублей. Пачки измельчают на шредерной машине; ее загрузка - примерно 300 килограммов. Если брать те же купюры в 5 000, то за час в труху превращается годовой бюджет среднего областного центра. Мелкая стружка из уже бывших денег насосом вытягивается в помещение по соседству. Тут, в полумраке, установлен стальной бункер миксера тонн на 5 общей загрузки. Если приглядеться сквозь толстое окошко, внутри перемешиваемой стружки то тут, то там мелькают яркие искорки. Это - свет от ламп отражается в кусочках защитной металлической ленты. Красноватая смесь, замечает инженер установки, значит 5000-е в процессе.

Денежная шелуха на выходе прессуется в небольшие брикеты весом в 250 граммов. Цикл закончен. Вся работа происходит внутри отделения. Аутсорсинг - вещь, конечно, удобная и выгодная во многих отраслях экономики, шутит Игорь Трепов, но здесь привыкли обходиться без посредников. 

ТРЕПОВ: Это, наверное, один из оптимальных методов уничтожения банкнот, допускающий минимальное участие человека и тем самым снижающий вероятность каких-либо противоправных действий. 

А вот со стороны деньги сюда везут. Пересчитывают их и в 16 областных казначействах по Центральному федеральному округу. Но утилизация - только здесь. Данные о количестве пересчитанных и уничтоженных банкнот и их номинале мгновенно поступают в Центробанк. А специалисты же отделения больше привыкли оперировать единицами массы, по словам Сергея Ратникова. 

РАТНИКОВ: В зависимости от степени загрязнения денег. Деньги бывают разные. В зависимости от номинала, изношенности - приблизительно до 2 тонн бывает в день. 

КОРР.: Если перевести это в рубли - сколько получится? 

РАТНИКОВ: Не могу сказать, это нужно коэффициенты какие-то применять. Но я их не применяю, потому что работаю с пачками. Пачки, килограммы, тонны.  

КОРР.: Вы говорите о 2 тоннах только уничтоженных денег? 

РАТНИКОВ: Да.

КОРР.: А сколько тонн всего проходит за день?

РАТНИКОВ: Все зависит от номиналов. Примерно процентов 20% уничтожается, остальные - возвращаются.

Изучение "жизни" каждой купюры при попадании ее в расчетно-кассовый центр - то есть за один оборот - показывает, что выдерживают бумажные деньги примерно те самые 5-6 оборотов. И пятую часть приходится уничтожать из-за ветхости. Купюры в 1000 и 5000 рублей выглядят чуть лучше. Они чаще лежат без движения в домашних накоплениях. А 10, 50 и 100 рублей - в кошельках и карманах владельцев, в кассах магазинов, АЗС и рынков; время их не щадит. 

И выходит за год примерно 1 000 тонн уничтоженных всевозможных купюр - для их вывоза понадобятся 100 самосвалов КамАЗ. Последний путь - далеко за город, на свалку. Разные умные головы советовали Центробанку выпускать сувениры из уничтоженных купюр или делать обои из них, например. Но Игорь Трепов утверждает, что они вряд ли могут быть полезны. 

ТРЕПОВ: Это определенный класс отходов. Согласно природоохранному законодательству, они имеют некоторую степень опасности. В соответствии с этой степенью опасности они утилизируются, на специализированных полигонах хоронятся. Это - существенная статья затрат отделения. Это затраты и по линии компании, которая вывозит и утилизирует эту обрезь, и, поскольку есть лимиты на класс отходов, это также и плата за экологию.

Современные технологии денежного обращения - это пластиковые карты. У многих в кошельке сегодня карт порой даже больше, чем купюр. Но работы в первом отделении с годами меньше не становится - наличность продолжает доминировать, а значит у покупателей и продавцов должны всегда быть в руках чистые, яркие и целые купюры. А вот где бы их взять побольше, этот вопрос специалисты отделения рекомендуют решать самостоятельно. За пределами вверенной им территории.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация