Актуально Всё чаще в сфере услуг отказываются принимать оплату банковской картой

14 ноября 2018, 19:43

• В России растёт число предприятий сферы услуг, которые отказываются принимать оплату банковской картой и просят оплатить наличными. Каковы причины этого явления?

Ситуацию разъясняет советник по макроэкономике генерального директора компании"Открытие Брокер" Сергей Александрович Хестанов.

Первый ответ, который напрашивается, что это надо для ухода от налогов. Но ведь везде же стоят кассовые аппараты. Человек заплатил наличными, ему дали чек. Какой тут уход от налогов?

С. Хестанов: Причины две. Некоторые фирмы действительно используют наличные, прежде всего, для оптимизации налогообложения. Но есть ещё одна причина – достаточно объективная. В настоящее время фирма, которая получает оплату в качестве перевода денежных средств с карты, вынуждена оплачивать услуги банка и процессинговой системы. Причём путём экспертного опроса нескольких фирм удалось выяснить, что это, в общем-то, не так уж и мало. Это может быть 2,5 процента от платежа. При больших платежах, естественно, меньше. Но, тем не менее, для многих фирм это достаточно чувствительные деньги. И часть фирм упорно не хочет получать оплату с карточек как раз из-за того, что им придётся оплачивать услуги банка и процессинговой системы. При этом сами по себе аппараты для проведения этих платежей относительно недороги. По крайней мере, они не дороже современных кассовых аппаратов.

Все современные кассовые аппараты снабжены специальными модулями, которые передают информацию. То есть, они сами по себе с технической точки зрения устроены не проще, а в чём-то может быть даже сложнее, поскольку в современных кассовых аппаратах имеется так называемая "фискальная память", которая довольно жёстко сертифицируется, которую могут производить только уполномоченные специальные организации, их в России немного. Поэтому забавно, но современный кассовый аппарат может быть даже несколько дороже, чем аппарат для приёма платежей по карточкам. Тем не менее, у нас пока распространённость безналичных платежей заметно ниже, чем во многих других странах.

В тех местах, где раньше принимали карточки, а теперь отказываются их принимать, народ просто решил сэкономить на оплате эквайринга?

С. Хестанов: Часть действительно экономят, часть – это оптимизация налогообложения, причём объективно невозможно надёжно оценить, какая часть превалирует: затраты на обслуживание или оптимизация налогообложения.

Стоит ли напрягаться клиента, если их просят рассчитаться наличными? Как им, собственно, разница? Или стоит сказать таким фирмам, что они хотят просто уйти от налогов? Нужно ли людям быть настолько принципиальными?

С. Хестанов: На мой взгляд, должен быть здравый смысл. Иногда, особенно когда речь идёт всё-таки о достаточно дорогостоящих покупках, для многих это просто повод задуматься, насколько вообще это серьёзная компания. Это также актуально при покупке какой-то дорогостоящей бытовой техники, электроники и т.п.

Если же речь идёт всё-таки о каких-то совершенно мелких товарах, то здесь достаточно очевидна мотивация – желание сэкономить на обслуживании безналичных переводов. И мне кажется, что уж совсем проявлять строгость здесь, наверное, не очень правильно.

Причём любопытно, что в европейских странах ситуация тоже двойственная. Есть страны, где произошло почти полное вытеснение наличности. В той же Швеции даже Центробанк опасается того, что использование безналичных денег слишком далеко продвинулось. Причём он мотивирует свои опасения тем, что молодое поколение просто не знает, что такое деньги, банкноты, монеты, не умеет с ними правильно обращаться и т.п. А есть страны, причём тоже достаточно развитые, например, Германия, где, наоборот, довольно высока доля наличности в обороте, особенно в бытовом обслуживании, в розничной торговле при совершении мелких покупок.

­Всё чаше в сфере услуг отказываются принимать оплату банковской картой

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация