Актуально Экономический рост в реальности или только на бумаге?

6 февраля 2019, 12:25

Экспертное сообщество продолжает обсуждать данные Росстата о рекордном росте ВВП. На днях Росстат сообщил, что зафиксировал рекордный рост ВВП за последние шесть лет – на 2,3 процента. Многие экономисты рекорду не поверили. Предыдущие прогнозы не превышали 2 процентов. Пока рано радоваться, заявил главный экономист ВЭБ Андрей Клепач, который ранее прогнозировал рост ВВП России в 2018 году на уровне 1,5 процента. Он считает, что таков он и есть.

Иностранная пресса тоже отреагировала на данные со скепсисом. "Экономический рост России выглядит слишком хорошим, чтобы быть правдой"– с таким заголовком вышел материал в "Блумберг". Другие эксперты напоминают, что ВВП вытянули наверх уточнённые цифры по строительству, пересчёт данных по проекту "Ямал-СПГ", поэтому глобальных выводов делать не стоит. В любой стране расчёт ВВП – это условность, где может быть погрешность.

Эксперт – советник по макроэкономике генерального директора компании "Открытие Брокер" Сергей Александрович Хестанов.

Растёт всё-таки ВВП действительно быстро или ползёт как улитка, и цифры действительно нуждаются в корректировке, потому что погрешность, конечно, допустима?

С. Хестанов: С абсолютной точностью в хоть сколь-нибудь крупной стране рассчитать ВВП невозможно, поскольку в расчёт входит огромное количество информации, где какая-то погрешность (так уж устроена жизнь) рано или поздно появляется. Но, с другой стороны, очень редко на практике бывает, чтобы уточнённые данные по ВВП сильно разошлись с предварительными прогнозами. Потому что ВВП – показатель достаточно консервативный, и какие-то резкие, внезапные изменения для него не характерны. Поэтому, с одной стороны, рост, безусловно, есть. Этого никто не оспаривает. Но с другой стороны, стоит дождаться как минимум каких-то дополнительных уточняющих расчётов со стороны Росстата, потому что озвученная цифра в 2,3 процента действительно достаточно плохо согласуется со всеми другими предварительно обнародованными данными.

Говорят, что есть повод для оптимизма, потому что есть ещё и такой индекс деловой активности как PMI в сфере услуг, и он в январе вырос. Эта цифра что-то может подтвердить?

С. Хестанов: Нет. Это совершенно параллельные вещи, каждая из которых важна сама по себе, но прямой связи между ними нет. PMI – это, в основном, опережающий индекс. Он отражает, скорее, ощущения участников рынка, а не реальность. А ВВП принципиально измеряет реальность. Вообще говоря, ВВП – это сумма всех товаров и услуг, произведённых на территории данной страны за данный отчётный период времени, плюс экспорт минус импорт. То есть, это величина вещественная. PMI – это всё-таки индекс, который отражает, в основном, ожидания. А эти ожидания иногда материализуются, а иногда и нет. Поэтому прямой связи между индексами нет.

Гораздо сильнее с ВВП связаны такие показатели, как грузооборот железных дорог и потребление электроэнергии. Поэтому мне кажется, что надо подождать уточнённых данных. И стоит напомнить, что случаи, когда данные пересматривались, в мировой практике встречаются не так уж и редко. Другой вопрос, что чаще всего та разница, на сколько пересматривается ВВП, бывает всё-таки заметно меньше. Обычно это одна, две и редко три сотые процента.

Для населения страны от этих статистических рекордов ничего не изменится? Реальные денежные доходы продолжают потихонечку падать? Или эти цифры на населении никак не отражаются?

С. Хестанов: Вообще связь ВВП с реальными располагаемыми доходами граждан не очень сильная. Да, когда ВВП бурно растёт, тогда вот связь сильная. А сейчас, когда хоть 2,3 процента, хоть 1,5 процента, этот рост ВВП достаточно скромный, поэтому на практике эту разницу граждане, скорее всего, просто не ощутят.

­Экономический рост на деле или только на бумаге?

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация