Уроки истории Вооруженный мятеж в тылу Колчака

30 июля 2019, 07:25

Персоны

В этот день 100 лет назад – 30 июля 1919 года – в Красноярске вспыхнул вооруженный мятеж. В тот момент город находился в глубоком тылу Колчака. Линия фронта проходила в Западной Сибири, по реке Тобол. Но даже весной 19-го, когда колчаковские войска еще успешно наступали, дошли до Волги, во многих сибирских городах действовало советское подполье. Когда начались поражения и отступления, сторонники советской власти активизировались. Подробнее – в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».

К середине лета красноярская милиция в попытках пресечь внутреннюю смуту арестовала более 3000 человек. Из них 1058 были осуждены по политическим мотивам и содержались в городской тюрьме. Нелегальные большевистские ячейки работали на предприятиях, в порту и местном военном гарнизоне. Особую активность проявлял 3-й стрелковый полк 2-й отдельной бригады, где успешную агитацию проводил один из взводных командиров – Владимир Кузнецов. Накануне он собрал своих сторонников и предложил поднять восстание, вступить в открытый бой, имея целью захватить город.

В случае успеха это парализовало бы внутренние коммуникации колчаковцев, и, скорее всего, повлияло бы на положение дел на фронте. Однако многое в плане Кузнецова было рассчитано на импровизацию, на эффект неожиданности. Ночью мятежники начали убивать офицеров и тех солдат, которые, на их взгляд, не поддержали бы переворот. Это уже как минимум вызвало сумятицу и противодействие со стороны тех, на кого нападали. Группе офицеров и солдат удалось забаррикадироваться в здании клуба. Причем с оружием. Посланные Кузнецовым агитаторы в соседний 4-й полк также были встречены огнем. С другой стороны, к восстанию присоединились военнопленные-красноармейцы, среди которых было немало интернационалистов, в основном венгров, с первых дней революции сражавшихся за красных.

Утром Кузнецов, видя, что разоружить основную часть гарнизона не удалось, решил пойти в открытый бой. Он развернул свой отряд в цепь и повел наступление на город. С точки зрения военного искусства это уже была авантюра, потому что один фланг наступавших упирался в Енисей, а второй уходил в загородные поля и сходил на нет по причине отсутствия людей. При этом всю свою огневую мощь – 32 пулемета – Кузнецов сосредоточил в передовых цепях. Противник, а это были солдаты и офицеры соседнего 4-го полка, развернули полевые орудия и начали обстрел наступавших. К полудню в рядах мятежников началось брожение. Их боевой настрой начал таять. К 5 часам вечера отряд Кузнецова был рассеян, потеряв убитыми около четырех десятков человек. Потери оставшихся верными Колчаку были даже существеннее: 18 офицеров и 65 солдат, но в это число, правда, вошли и те, кто был убит ночью, врасплох – в первые минуты мятежа.

Сам Владимир Кузнецов был схвачен, но многим активным участникам восстания удалось бежать. Сам факт мятежа свидетельствовал о том, что на территории, контролируемой Верховным правителем России Колчаком, неспокойно. И это понимал сам адмирал. За два дня до вооруженного мятежа в Красноярске он обратился с воззванием к крестьянам и солдатам, призывая первых сохранять лояльность, а вторых – верность присяге.

Показательно, что офицеров и штатских государственных служащих Колчак призывал объяснять подчиненным цели войны, проводить в жизнь идею единства и целостности России, защиты православной веры, национальных святынь. Объяснять необходимость решения всех политических вопросов демократическим путем – через механизм национального учредительного собрания, подчеркивая этим преемственность и легитимность существующей в Сибири власти.

Любопытно, что была организована и контрпропаганда. Для компрометации большевиков колчаковцы начали печать фальшивые декреты Советской власти, разумеется, репрессивного характера.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация