Актуально Глава ЦБ посоветовала банкам отказаться от операций в евро

27 ноября 2019, 12:19

Персоны

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Глава российского Центробанка дала обширное интервью немецкой газете "Хандельсблат", в котором сказала, что вообще-то российским банкам стоит отказаться от операций в евро, потому что те не приносят банкам прибыли и банки могут уходить в убыток. Странно, что она это сказала в интервью немецкой газете, а не российской.

Владимир Рожанковский: Мне тоже показалось странным, что интервью было дано немецкой газете, потому что эта новость существенная.

После подобных слов Э. Набиуллиной людям, которые держат евро в банках, что делать? Бежать, забирать евро и хранить их под подушкой? Или куда-то их переводить?

Владимир Рожанковский: Мне часто в последние дни подобный вопрос задают, ибо люди взволнованы. У нас достаточно много счетов в евро. Люди в Европу ездят достаточно часто по разным причинам. Кто-то отдыхать, у кого-то там бизнес, у кого-то недвижимость, у кого-то ещё что-то. Поэтому, конечно, эта тема волнует многих. Но я здесь хочу успокоить людей в том плане, что физического изъятия евро, какой-то принудительной конвертации, конечно, не будет. И не надо забывать, что валюта счёта – это всего лишь валюта счёта: 001, 002 и т.д. Соответственно, если существует действительно угроза стабильности банку и банку предписано, аудитор, например, в результате аудирования посчитал, что у банка валютные операции с евро несут определённый риск для стабильности, то банк будет вынужден обзвонить всех клиентов, у которых счета в евро, и предложить им альтернативные валюты для ведения счёта.

Но у нас здесь возникает интересная ситуация, потому что мы находимся в ситуации дедолларизации, поэтому вроде бы доллары не очень красиво предлагать вместо евро. И получается, что людям будет предложено конвертировать валютные евро-счета и евродепозиты в рублёвые. Естественно, ставка при этом будет пересмотрена в более высокую сторону в соответствии с текущей политикой конкретного банка. Но часть людей, по моим внутренним ощущениям, не согласится конвертировать счета в евро в рублёвые счета. И вот тогда действительно возникает вопрос, а что дальше делать банку? И вот здесь как раз масса разных вариантов на ум приходит. Думаю, что в первую очередь людям нужна будет стабильность, а это гарантия отсутствия колебаний. Для этой цели банк может предложить, я просто фантазирую, ставлю себя на место банкира, а что бы я предложил в этой ситуации клиенту, во-первых, металлические счета, привязанные к золоту или к другому драгоценному металлу. Сейчас, например, палладий очень в моде. На нём ещё и заработать можно прилично в отличие от евро. Думаю, что половина клиентов, если им правильно всё объяснить, согласятся. Другие скажут, что им нужно что-то валютное. Тогда придётся им открывать какие-то инвестиционные продукты, связанные с локацией каких-то валютных бумаг.

Но они тоже в основном все отрицательные. Разве нет?

Владимир Рожанковский: Там уже могут быть различные варианты. Дело в том, что, если банк принимает деньги на депозит, он не может эти деньги инвестировать в рискованные ценные бумаги. Он должен их размещать в депозитах. И действительно как минимум половина депозитов в Европе имеют отрицательную эффективную доходность. Из-за монетарной политики ЕЦБ. Сейчас туда пришла новый руководитель Кристин Лагард, я её послушал и понял только то, что она вряд ли будет более жёсткой в монетарном плане, чем её предшественник Марио Драги. То есть, вся эта канитель будет продолжаться.

Речь сейчас идёт о депозитах, о деньгах, которые переданы банкам на сбережение, причём с процентами. А если у людей есть карточный счёт в евро или просто какой-то текущий счёт в евро, это не про них?

Владимир Рожанковский: Они просто заплатят за обслуживание счёта, потому что банку не выгодно евро. Банку не выгодно принимать евро. Куда им девать эти евро? У нас экономика верстается в рублях, бюджет в рублях, все расчёты в рублях. Соответственно, если банк принимает евро, ему нужно куда-то эти евро инвестировать.

Получается, что и российским компаниям сейчас евро не интересен. Настолько к минимуму сведена у нас торговля?

Владимир Рожанковский: Евро сейчас интересен только для внешней торговли: для аккредитивов и для факторинга. Вот две операции, в которых евро может участвовать. Но в общем объёме… Традиционные валютные операции – это, как правило, кросс-инвестирование, то, что у нас сейчас запрещено в рамках санкций. Потому что мы не можем делать долгие депозиты. Мы не можем перекредитовываться в европейских банках и т.д. Всё, что мы можем сделать, это собрать у нас евро и, поскольку у нас их девать некуда, их придётся инвестировать в какой-то банк в Германии или во Франции. Соответственно, сколько этот банк вам предложит, столько и предложит. А куда ещё им евро девать? Ну, можно поиграться с валютными свопами, но опять же на депозитах очень сильные ограничения по перечню тех операций, которые банк может осуществлять, поскольку депозиты страхуются, они защищены. Банк не может много сделать с этими депозитами.

ЦБ говорит, что сейчас рост валютных депозитов обогнал рост рублёвых депозитов. То есть, народ опять начал переходить в валюту?

Владимир Рожанковский: Это такой консерватизм, который граничит с остолопством. Люди движутся только как трамвай: либо вперёд, либо назад, но по рельсам. Либо рубли, либо валюта. И менталитет у них 2D, как у тройки лошадей: чтобы они по сторонам не смотрели, у них зашорены глазы. Люди не видят ничего, кроме рублей, долларов и евро вообще. Мне очень жаль, потому что колоссальные деньги, упущенная выгода, возможности – всё это теряется.

­Глава Банка России посоветовала банкам отказаться от операций в евро

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация