Авторские материалы Почесал ухо – плати штраф?

23 марта 2020, 16:43

Персоны

Дорожные камеры сфотографируют говорящего по телефону, а также непристёгнутого водителя, после чего его оштрафуют. Соответствующая технология проходит отработку в России. Правда, у экспертов пока – большие сомнения насчёт достоверности предоставленных камерой результатов. Что способна разглядеть автоматическая дорожная камера, выяснял корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Камеры – всё те же, всем знакомые "Стрелки" разных модификаций, а вот программная начинка в системе – новая, на основе нейросети (big data). Поступающие с камер изображения автоматически обработают и выявят водителей, разговаривающих за рулем по телефону, а также с непристегнутыми ремнями. В теории – всё просто. А вот практика гораздо сложнее. Например, многие автомобилисты используют смартфон как навигатор и прикрепляют его в верхней части лобового стекла. Если в момент фотографирования водитель почешет ухо, то картинка может выйти, как будто он разговаривает во время езды по телефону, констатирует эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман.

ШУХМАН: В Китае был случай, когда человек просто почесал ухо, но держал ладонь так, что создавалось впечатление, будто в ней находится смартфон. Другой случай был в США, когда у водителя в руке была котлетка из ресторана быстрого питания, и камера его зафиксировала. И он получил штраф, который долго оспаривал. Поэтому тут большой вопрос с ошибками. Потому что по какой-то фотографии и даже видеозаписи определить, что у человека в руке, невозможно.

Чтобы на фотографии всё было видно, нужно, чтобы совпало множество условий, начиная с близкого расстояния фиксации и хорошего ракурса съемки, рассуждает руководитель отдела пропаганды производителя камер «Технологии распознавания» Сергей Кусов.

КУСОВ: В этом и есть основная затыка. Потому что, кроме того, что нужна хорошая оптика, надо иметь дополнительное освещение перед камерой – так, чтобы оно просвечивало, делало контрастность за лобовым стеклом. Лобовое стекло должно быть идеально чистое, сами понимаете, да? То есть вот эта зона, которую проходит «дворник», всегда верхняя часть, как раз там, где камера находится, она как бы закрывается. Голова, опять же, у человека, у водителя – она, скажем так, под крышей находится. То есть это идеальные условия должны быть.

Непристегнутый ремень выявить, кстати, чуть легче. Но тоже непросто, добавляет Григорий Шухман.

ШУХМАН: Ремень выявить проще, когда он контрастный. И то, в Интернете уже есть объявления о продаже, допустим, футболок, на которых нарисована черная полоса. Светлая футболка – черная полоса, и наоборот. Соответственно, вот эти вещи внутри салона очень сложно перепроверить. Поэтому, на мой взгляд, автоматически их фиксировать и выносить постановления о штрафах неправильно будет. Это должно выявляться человеком и документироваться либо на видео вблизи, либо как-то ещё. У нас даже лицо человека не разобрать. Как она будет выявлять, что именно нарушение произошло?

Эксперты прогнозируют множество спорных ситуаций. Причем если бы их легко можно было опротестовать в онлайн-режиме, то еще ладно. Но, скорее всего, придется судиться. А это – время и деньги. Разработчики, правда, и не говорят о скором внедрении системы. Они пока её отрабатывают. А затем надо еще получить лицензию в Росстандарте. Более того, о массовых штрафах речи и не идет. Тут момент, скорее, воспитательный, уверен Сергей Кусов.

КУСОВ: Такие типы нарушений, как мы их называем, – экзотика, да? То есть непристегнутый ремень, горят фары – не горят, вот то же самое – с телефоном у уха. Такие вот не всегда стандартные, назовем их так, решения всегда перепроверяются. Но мы вообще считаем, что если хотя бы один из тысячи, кто говорит по телефону в дороге, вот именно по телефонной трубке, не по громкой связи, соответственно, если будет он привлечен к ответственности, то это хорошо. Потому что это – профилактика.

Сейчас штраф за разговор по телефону за рулем – 1 500 рублей. Некоторые депутаты предлагают повысить его аж до 5 000. И даже если заплатить быстро, то уполовиненные 2 500 тоже серьезно ударят по карману автомобилиста. Впрочем, в новом проекте КоАП, который сейчас проходит общественное обсуждение, ужесточения наказания по этой статье не планируют.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация