Кубок интерпретаций 340 лет Телеману

14 марта 2021, 22:35

14 марта 340 лет назад родился один чрезвычайно одарённый, остроумный и мудрый человек. Переплавив свой безмерный талант в гениальность во многом благодаря патологической плодовитости, которая некоторыми современниками подвергалась злобной иронии, этот человек тем не менее заслужил славу величайшего композитора своего времени.

Георг Филипп Телеман вошёл в книгу рекордов Гиннеса именно как самый плодовитый композитор в истории. Но и качество его сочинений при таком их объёме продолжает удивлять и восхищать.

По случаю юбилея обратимся к действительно великому творению Телемана. Хотя его творчество часто ассоциируется с юмором, изобретательностью, мелодической щедростью, среди его сочинений есть и подлинные сакральные шедевры. Одна из около 1700 церковных кантат выделяется особенной глубиной религиозного мировоззрения.

Траурная кантата Du aber Daniel, gehe hin, написанная в ранний период его творчества, в первое десятилетие XVIII века, часто ассоциируется с баховской заупокойной кантатой Actus tragicus, созданной примерно в то же время.

Телеман использует в качестве вступительного хора текст заключительной фразы 12 главы книги пророка Даниила, где речь идёт о его последнем видении. Муж в льняной одежде над водами реки говорит Даниилу: "...а ты иди к твоему концу, и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней".

Далее в мадригальных текстах кантаты развивается хорошо известная и широко представленная в немецкой церковной поэзии и музыке идея смерти как благоприобретения для души. Центральная ария сопрано, к которой мы обратимся, как раз и акцентирует эту столь знакомую лютеранскую мистику.

"Сомкнитесь, усталые веки.

Застынь, моя плоть.

Пусть дух упокоится.

А душу мою из этой телесной пещеры,

Полной страданий и слёз

Пусть ангелы вынесут прочь в Град Небесный".

Солирующий голос сопрано ведёт свою линию в сопровождении гобоя и виолы да гамба, а тиканье часов и погребальный звон изображается одновременными короткими вздохами блокфлейты и пиццикато скрипки и баса. Создаётся абсолютно магическая, гипнотическая картина радостного приближения смерти. Предвкушения отделения души от бренной плоти.

Иоганна Козловски и Кантус Кёльн. Это исполнение в своё время было встречено с большим воодушевлением, причём до выхода альбома с этой кантатой! Ожидания оправдались.

Практически одновременно с записью Кантус Кёльн Конрада Юнгхенеля вышла другая запись. Это Сюзи Леблан и Theatre of Early Music, канадский ансамбль, основанный и руководимый контратенором Дэниэлом Тейлором.

Кубок интерпретаций. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Кубок интерпретаций

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация