Авторские материалы Количество контрольных в школах могут сократить

9 апреля 2021, 13:30

Персоны

Контрольных работ в школах станет меньше. В Роспотребнадзоре решили оптимизировать число тестирований школьников на разных этапах учебы. По мнению специалистов, это не лучшим образом сказывается на здоровье детей. Экспертам предстоит провести всесторонний анализ, чтобы определить: сколько вообще контрольных максимально в той или иной возрастной группе можно проводить? Во внимание будут приниматься не только физиологические, но и психологические факторы. Сейчас школьники, их родители и многие учителя считают нагрузку в школах избыточной. Каким должен быть контроль знаний, чтобы он держал в тонусе, но не подрывал здоровье, узнала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Опять контрольная! Новость об очередной проверке большинство учеников встречают без всякой радости: напряженно, утомительно, а результат – не всегда объективен. Да, проверки знаний нужны, но когда раз в неделю то самостоятельная, то тест, то областная контрольная, то всероссийская проверочная, мозг школьника в буквальном смысле закипает, говорит нейрофизиолог Ольга Туркина. Ведь он сталкивается с отрицательными эмоциями.

ТУРКИНА: Есть такой термин – "циркуляция возбуждения в головном мозге". А возбуждение в результате отрицательных эмоций происходит в головном мозге. Мысль крутится и никак не может завершиться, то есть нужно эту отрицательную эмоцию разбить как-то. А есть разные психотипы людей. И некоторые никак не могут отойти от этих отрицательных эмоций, они к ним возвращаются и возвращаются. И это очень негативно влияет на работу мозга.

Кроме повышенной нагрузки на мозг и нервную систему, школьники испытывают и большие психологические проблемы. Сам по себе школьный период непрост. Идет базовое накопление знаний, а параллельно – первые навыки социализации и выстраивание отношений как со сверстниками, так и с наставниками. А дополнительные вызовы в виде контрольных – еще один пласт нагрузки на неокрепшую психику. И если они проходят слишком часто, то ребенок испытывает целую гамму эмоций: дискомфорт, раздражение, а главное – обиду, говорит психолог, кандидат психологических наук Светлана Колосова.

КОЛОСОВА: Это – маленький ребенок, который еще не сформировал собственное "я", но уже находится в ситуации перепроверок. Понимаете, перехитрить систему, не выполнять буквально каждый день то, что требуют, это нормальный жизненный процесс человека креативного, умного, и вот этому надо учить. Надо не учить знать, а учить разбираться, понимать.

В Рособрнадзоре это учитывают и признают, что число контрольных и проверочных работ порой зашкаливает. В ведомстве к августу намерены оптимизировать (а правильнее было бы сказать "сократить") число тестов и проверок в школах. Сколько их останется – будут решать, исходя из минимума, необходимого для контроля знаний. Но без излишеств. Но это не значит, что контроль за уровнем знаний будет сведен к минимуму. В том, что он должен быть серьезным, сомнений нет, говорит директор лицея № 369 Санкт-Петербурга Дмитрий Тхостов.

ТХОСТОВ: Государство должно видеть, каким образом расходуются ассигнования, насколько это эффективно, и ВПР – это нужная вещь, потому что, не делая срез, не представляя, что за уровень знаний, какова образовательная система того или иного региона, мы в итоге можем опять попасть в ситуацию, при которой есть регионы, куда дети стремятся попасть, потому что там – качественное образование (хотя он задекларировано и финансируется абсолютно одинаково во всех уголках нашей Родины). Но это должно очень хорошо соотноситься с качеством образования, которое дает школа.

Подход должен быть дифференцированным, считает Дмитрий Тхостов. В школах, где учеба что называется "хромает" у большинства, возможно, и нужна серия проверок, чтобы понять, в чем проблема и пробелы. А там, где высок уровень знаний, возможно, и ни к чему лишний раз тестировать и учеников, и учителей.

ТХОСТОВ: Хорошие школы, качественно обучающие детей, мне кажется, необходимо освобождать от этих проверочных работ разного уровня. У нас есть для этого независимые итоговые аттестации: и Министерство, и Рособрнадзор могут судить о работе той или иной образовательной организации.

В Рособрнадзоре намерены ответить на вопрос "сколько и какого уровня контрольные должны остаться, чтобы был понятен уровень знаний?" А тесты ради тестов должны уйти в прошлое. Чтобы, подчеркивают специалисты, "не создавалось напряжения, которое сейчас есть, в первую очередь у родителей и учеников". При этом указывается, что будет "определен только "коридор" в оценочных процедурах", но последнее слово останется за школами. Число внутренних контрольных они будут определять сами.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация