Авторские материалы "Полупроводниковая кома": автопроизводители столкнулись с дефицитом микрочипов

12 апреля 2021, 15:00

Персоны

Мировой автопром остался без микрочипов. Концерны Ford и General Motors объявили о сокращении выпуска машин из-за нехватки полупроводников. Их используют в системах управления автомобилями. Производство микросхем серьёзно упало во время пандемии. По оценкам экспертов, перебои с поставками могут затянуться на полгода. Дефицит новых машин привёл к росту цен во всем мире, включая Россию. Обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.

Деталь размером с копейку грозит остановить мировой автопром. Крупнейшие автоконцерны предупредили покупателей, что в этом году производство упадёт минимум на полтора миллиона машин. Причина – нехватка микрочипов, которые используют в "электронных мозгах" современных автомобилей. Без них машина просто не заведётся. Чем "умнее" автомобиль, тем больше нужно дефицитных полупроводников, объясняет автомобильный обозреватель "Вестей ФМ" Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: Уровень компьютеризации современного автомобиля гораздо выше, чем у "Лады Гранты", созданной 20 лет назад. Но в принципе во всех автомобилях на сегодняшний день они используются. Хотя бы потому, что это обязательный элемент системы ЭРА-ГЛОНАСС, и там без микрочипа никак нельзя. То есть даже в "Ладе Гранте" он есть.

До пандемии автомобильных микрочипов хватало всем. Прошлой весной из-за ограничений и падения спроса мировой автопром сократил выпуск новых машин. Спрос на микрочипы упал, их производители – это 2 монополиста из Японии и Тайваня – тоже пересмотрели планы. Теперь наладить производство микросхем сложно. Дело в том, что для чипов нужны особые кристаллы, которые выращивают искусственно. Процесс небыстрый: тело нужных размеров растят около полугода.

Микрочипов не хватает во всех сегментах – от бюджетных машин до лимузинов премиум-класса. General Motors и Ford уже остановили производство на ряде заводов. Европейские и азиатские автоконцерны тоже предупредили о сокращении выпуска автомобилей.

В ассоциации "Российские автомобильные дилеры" рассказали о трудностях с производством "Лады", возникших у "АвтоВАЗа". Из-за нехватки электронной "начинки" российский авторынок упал в марте почти на 6%, а машины подорожали. По мнению главного редактора журнала "За рулём" Максима Кадакова, дилеры будут диктовать свои условия, пока дефицит не исчезнет.

КАДАКОВ: Если сохранится превышение спроса над предложением, то мы будем по-прежнему находиться в ситуации "рынка продавца", и поэтому в ближайшее время цены вряд ли будут падать. Когда вот это положение выровняется – через несколько месяцев или через год – мы сейчас можем только гадать. Но что-то мне подсказывает, что цены вряд ли пойдут вниз.

Американские власти готовы дать 50 миллиардов долларов на поддержку своих технологических гигантов, но это не решает проблему. Дефицитные микросхемы в приоритетном порядке идут на производство медицинского оборудования, которое помогает лечить коронавирус. В очереди за полупроводниками стоят производители игровых приставок и гаджетов: даже Apple не может полностью закрыть спрос на новые iPhone.

По мнению специалистов, перебои с поставками чипов продлятся ещё год или два. Некоторые автопроизводители уже замораживают беспилотные проекты, в которых много электронной "начинки", и переписывают производственные планы в пользу менее "продвинутых" машин. В России таких моделей много. И не исключено, что наш авторынок раньше многих других выйдет из "полупроводниковой комы".

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация