Авторские материалы Самокатчиков обяжут получать права?

16 апреля 2021, 15:00

Персоны

Гонщик на электросамокате – пешеход или все же водитель? В Общественной палате предлагают обязать пользователей личного транспорта с электрическим приводом получать права. Фактически самокаты с моторчиками могут быть приравнены к мопедам. Подробности – у корреспондента "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Скоростное движение на электрических гаджетах посреди людского потока опасно. Об этом догадываются все, но статистики нет. Потому что у самокатов, скейтов и моноколес нет госрегистрации, а значит, все грустные истории столкновений, увечий и ушибов остаются лишь в местной хронике происшествий. Хотя уже больше года все эти модные ныне средства индивидуальной мобильности в законодательстве значатся, говорит депутат Госдумы Владимир Афонский.

АФОНСКИЙ: Вопрос в том, что нет наказаний в КоАП за нарушения правил поведения на дорогах владельцами таких видов ТС. Вопрос непростой, потому что надо идентифицировать владельца "средства индивидуальной мобильности". Те, кто ездит на электросамокатах, обычно старше 14 лет. Данная категория граждан должна ездить по велодорожкам, а при их отсутствии – по тротуарам либо по правой стороне дороги. То есть эта работа продолжается, ведется, но вопрос непростой.

Непросто все потому, что у массы участников движения – свои приоритеты. Гонщики на самокатах мешают пешеходам? Очевидно, да, те недовольны. Но если приказать ездить самокатам по краю дорог, не обрадуются водители машин. Они за мотоциклистами-то в зеркала заднего вида следить не успевают, а тут еще десятки мелькающих и бесшумных угроз на дорогах появятся.

Сами пользователи самокатов, отправь их на дороги с тротуаров, без прав передвигаться уже смогут. Так что получается, что транспорт в законе описан, но требований по безопасности пока нет – ни к транспорту, ни к тем, кто им управляет. Хотя идей на этот счет много, продолжает Владимир Афонский.

АФОНСКИЙ: Возможно, необходимо прописать обязательное наличие шлема, еще каких-то защитных вещей, знание ПДД, некую ответственность, которая предполагается для всех участников дорожного движения. А сейчас они передвигаются со скоростью порой больше 40 километров в час, поэтому несчастные случаи происходят.

Что есть сейчас в нормативах: водителям скутеров, велосипедов, гироскутеров, моноколес и квадроциклов с электрическим двигателем мощностью от 0,25 до 4 киловатт нужны права категории М; ездить можно только в шлеме. Самокаты – в той же группе. И сотрудники ГИББД, в свою очередь, вправе отнестись к ним как к водителям мопедов, говорит член Общественной палаты России Александр Холодов.

ХОЛОДОВ: Там есть еще в ПДД другое ограничение – 25 километров в час, причем там написано не о том, что это именно скорость, которая развивается технически, а написано, что нет принудительной отсечки. А у нас такую принудительную отсечку на 25 километров в час никто из производителей не делает вообще. Получается, что сейчас и так владельцы электросамокатов рискуют тем, что их остановит инспектор ГИБДД и предъявит требования, которые предусмотрены для водителей мопедов: если по дороге едет – то шлем, обязательное наличие водительского удостоверения.

И права, полагают авторы идеи, должны получать владельцы любых скоростных самокатов, а не только тех, что имеют двигатели мощнее 0,25 киловатт. Потому что калечит людей не мощность, но быстрота перемещения в пространстве. И физике все равно, мчится это машина, мопед, велосипед или самокат.

А вот какой подход к электросамокатам принят, например, в Германии. Все, что едут быстрее 6 километров в час, ставятся на учет. За езду без такой регистрации – штраф 70 евро. Передвигаться можно только по велосипедным дорожкам, где их нет – по краю проезжей части. Скорость – не более 20 километров в час. Можно ездить без шлема. На самокатах обязательны звонок, раздельные тормоза на каждое колесо и указатели поворота. Самокат нужно страховать как мопеды. И права на них нужны тоже мопедные. Получают их при достижении 15 лет.

Однако и в России меры, применяемые к лихим самокатчикам, уже сейчас довольно строгие. Например, если ездока в пьяном виде остановит полиция, самокат отправят на штрафстоянку, а при наличии у задержанного водительских прав он их будет лишен на срок до 2 лет. Отсутствие штрафа при этом – сомнительное утешение. По словам Александра Холодова, покупатель любого электросамоката или подобного электрического средства передвижения должен изначально понимать, какие формальности ему нужно соблюсти перед появлением на дороге.

ХОЛОДОВ: Мы решили прописать всё более явно и четко, чтобы не было двусмысленностей, не было таких глупых ситуаций, когда инспектор ГИБДД остановил человека и начинает судорожно вспоминать, что это за модель самоката, смотреть в Интернете мощность. А вдруг он не на том сайте посмотрит, вдруг это будет какая-то ошибка? Получается, что сейчас какие-то "кривые" ПДД, и наша задача – привести их в нормальное состояние.

Поправки в Правила дорожного движения от Общественной палаты уже готовы. Они будут презентованы в понедельник, а затем переданы в Минтранс, Минпромторг и ГИБДД. И уже в этих ведомствах решат, есть ли смысл менять регулирование для самокатов. Потому что вероятные поправки принимаются не Госдумой, но постановлением кабинета министров.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация