Авторские материалы WhatsApp планирует передавать данные пользователей Facebook

15 мая 2021, 00:02

Персоны

С 15 мая многие пользователи не смогут общаться в WhatsApp. Это коснется тех, кто ранее не принял новые правила мессенджера, а по сути – ультиматум: принять их или навсегда удалить приложение. Ранее WhatsApp предложил пользователям подписать соглашение, которое позволит ему передавать больше личных данных компании Facebook. Кроме информации об аккаунте, соцсеть получит данные о транзакциях, IP-адреса, телефоны, также доступ к фотографиям пользователей. Почему новые правила WhatsApp напугали людей и что ждет тех, кто не согласен с ними, выясняла Мария Скородилко.

Принять или удалить. Новые правила популярный мессенджер выдвинул пользователям еще зимой. А в них компания предупреждала: личные данные всех, кто чатится, будут обрабатываться корпорацией, в том числе в коммерческих целях. Теперь компания сможет отслеживать местонахождение того или иного устройства, собирать статистику посещений соцсетей, а еще получит доступ к статусу пользователей и фотографиям. Так у программы окажутся данные аккаунтов, IP, телефоны, станут видны и транзакции покупок, которые пользователи совершают через Facebook Pay. И все это – легально. Не согласен – выходи из чата.

Сделать это тех, кто не нажал "флажок согласия" под новыми правилами, мессенджер вынуждает и сам. Сначала всех "несогласных" отключат от некоторых функций (например, доступ к чатам), позже – позвонить или написать в мессенджере будет невозможно.

Эксперты уверены: это битва мессенджеров. Многие пользователи уже отказываются от WhatsApp, переходя на другие платформы. Накануне в Сети появились и специальные группы. В них несогласные с новой политикой агитируют перейти в другие чаты. И этому якобы есть причины. Во-первых, WhatsApp является частью Facebook. В новой политике конфиденциальности так и написано: "Компания получает информацию от других компаний Facebook и предоставляет ее всему семейству приложений этого гиганта. Мы храним информацию столько, сколько необходимо для целей, указанных в настоящей политике конфиденциальности, в том числе для предоставления наших услуг или других законных целей, таких, как выполнение предусмотренных законом обязанностей". При этом мессенджер планирует чтить и исполнять только законы США, а значит, будет хранить любую информацию, если посчитаем нужным, столько, сколько от них потребуют власти США.

Но больше всего люди боятся слива личной информации. Все помнят и о случаях, когда Facebook (а известный мессенджер – его часть) потерял данные как минимум 267 миллионов пользователей. Это случилось 2 года назад. Годом ранее в Сеть утекли данные еще 50 миллионов пользователей. И это при том, что сам Facebook отвечать за потерю данных не стал.

Европейские СМИ пишут: из-за этого от обновлений отказались многие политики и звезды. Власти Германии запретили мессенджеру собирать данные граждан. А немецкие чиновники уверены: процесс передачи данных из мессенджера запутан и непрозрачен. Так, уполномоченный Гамбурга по защите персональных данных и свободе информации заявил местным СМИ: новые правила мессенджера вводят в заблуждение. Последствия согласия – непредсказуемы.

И здесь мнение экспертов разошлись. Многие из них говорят: ничего страшного в новых условиях нет. Это – обычная практика, а сохранность личной информации зависит от каждого из нас, говорит специалист по информационной безопасности Group-IB Сергей Золотухин.

ЗОЛОТУХИН: Каждый, кто подключался к соцсетям или к мессенджерам, ставил "галочку согласия" и принимал условия использования платформ. Все согласия на передачу данных и работу по правилам системы уже люди дали. В данном случае WhatsApp предлагает изменение правил и уведомляет об этом пользователей. Правильнее сейчас будет сфокусироваться на личной цифровой гигиене. Использовать сложный пароль, использование 2-факторной аутентификации при входе (это и "кол", и пароль), не нужно переходить по ссылкам, открывать незнакомые вложения и вообще не публиковать в мессенджере ничего такого, что вы не хотели делать публичным.

Говорят, для большинства пользователей новые правила ничего не поменяют. Сам обмена данными есть фактически всюду и везде. Открываем любую программу, заходим в поисковик – все это собирает о нас огромный пласт информации, передает партнерам, с кем-то делится. Отсюда – контекстная реклама и рекомендации, объясняет креативный директор компании "Трико" Илья Калимулин.

КАЛИМУЛИН: Я удивлен, что в последнее время была такая истерия по этому поводу. На самом деле, данные синхронизированы были уже давно. Они синхронизировались как самим агломератом Facebook, так и кучей сторонних компаний, которые, скажем так, для рекламы и для брендов все это паутинкой связали. Ну, например, программы таргетирования, которые слышат и видят пользователей, безусловно, отслеживает не только твое поведение в соцсетях, но и видит сайты, которые ты посещаешь, слышит, о чем ты говоришь в WhatsApp. Голосовой трекинг – вообще уже не новость.

Другие подобный шаг компании считают провальным. Новыми правилами мессенджер загоняет себя же в угол. При этом пойти на попятную, разрешив несогласным с новой политикой людям чатиться в мессенджере, компания тоже не может.

И, кстати, судиться в мессенджером россиянам (в случае чего) придется в США. Исключение сделано только для граждан Европы, которые могут защищать свои права в европейских судах, обращая претензии к европейскому представительству мессенджера. И это при том, что соцсеть уже нарушила российские законы, отказавшись хранить данные российских пользователей внутри страны.

И хотя выйти из чатов, стерев программу с гаджетов, довольно просто, многие люди просто привыкли общаться в данном мессенджере. Чтобы сменить платформу, им придется скачивать и архивировать историю всех чатов.

И здесь мнение экспертов сходится: мессенджер сыграет на этом и добьется рано или поздно от пользователей принятия нового соглашения. На претензии немецких чиновников о запутанности новых соглашений в компании уже заявили: жалобы и опасения внедрение новой политики мессенджера не остановят.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация