Хай-тек "Великий навозный кризис": как исчезла "неразрешимая" проблема человечества

14 мая 2021, 10:10

Персоны

Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".

В истории человечества было такое явление, как «великий навозный кризис 1894 года». В конце XIX века мир столкнулся с взрывным ростом городов. Большому городу жизненно необходим транспорт, а основным его видом тогда была лошадь. Улицы заполняли конки, дилижансы, омнибусы, кэбы, пожарные и полицейские экипажи, перевозчики воды и угля, курьерский и медицинский транспорт – и все это на "конной тяге". Мало того, лошади приводили в действие механизмы многих фабрик, небольших заводов, пристаней, каруселей, мельниц и так далее. Даже железные дороги использовали лошадей как маневровую тягу!

Конечно, с таким транспортом было связано множество проблем. Подковы и обитые железом колеса производили сильный грохот, передвигаясь по брусчатке: шум стоял невыносимый. Лошади, каким бы сегодня это странным ни казалось, тоже попадали в ДТП – в Нью-Йорке за 1900 год под их копытами погибли 200 человек. Но главная проблема – это, разумеется, навоз. Поначалу его вывозом занимались жители окрестных деревень – им было нужно удобрение. Но довольно скоро объемы помёта выросли настолько, что крестьяне перестали справляться, да им и не нужно было столько. Улицы мировых столиц заполонили горы навоза. Одна лошадь производит в день примерно 10 килограммов, умножим это на 200 000 нью-йоркских лошадей – и получим 2 000 тонн в сутки!

Запах в больших городах стоял невыносимый. На улицах обитали полчища мух и крыс, переносящих заразные болезни. Во время дождя зловонная жижа стекала в подвалы и проникала на первые этажи зданий. Герберт Уэллс и Дмитрий Менделеев считали, что в грядущем XX веке самой сложной технической проблемой станет утилизация навоза, ведь «поголовье лошадей будет и дальше прирастать прежними темпами».

Но уже к 1912 году эта проблема, казавшаяся абсолютно неразрешимой, исчезла практически полностью. В США и Британии началась массовая автомобилизация, общественный транспорт стал электрическим – появились трамваи и метрополитен, промышленность повсеместно перешла на паровые, затем дизельные, а потом и на электрические двигатели. И произошло это только потому, что новые технологии оказались намного эффективнее, мощнее и в конечном итоге дешевле «живых лошадиных сил». Экономика перестроилась, транспорт и промышленность перешагнули на новый уровень, сделав «навозную проблему» совершенно неактуальной и даже смешной.

Сегодня мы живем в схожей ситуации: транспорт и промышленность загрязняют атмосферу, отравляют почву и воду, производят парниковые газы и способствуют антропогенному изменению климата. Технологиям просто необходим шаг на ступеньку вверх. И мы видим, что этот шаг вот-вот будет сделан: идет борьба за сокращение выбросов, все чаще используется возобновляемая, солнечная, чистая атомная энергия… Осталась сущая мелочь: нужно только, чтобы эти виды энергии стали гораздо более выгодными и дешевыми. И тогда мы преодолеем наш собственный "великий навозный кризис". Хотя…

Хай-тек. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация