Уроки истории "Никаких изменений обстановки": Гальдер о подготовке наступления на СССР

18 мая 2021, 06:13

Персоны

Рубрика Андрея Светенко на "Вестях ФМ".

Воскресный вечер 18 мая 1941 года начальник немецкого Генштаба генерал Гальдер провел в театре. Давали оперетту "Редут фиалок". Кроме этой записи, Гальдер сделал в тот день еще только одну – весьма показательную: "Никаких существенных изменений обстановки".

Что означало это затишье? Оперативную паузу? Готовность переменить планы? Судя по предыдущей записи Гальдера, нет. Накануне в его дневнике была сделана очередная запись о ситуации на советско-германской границе: "В группе армий "Центр" проводятся мероприятия соответственно нашим планам. Непростреливаемые участки прикрыть минами. Перегруппировка в направлении правого фланга проводится. Пехотные резервы выдвинуты вперед. Резервы моторизованных частей отведены в тыл".

Если добавить к этому готовившийся немцами в тот момент запрет иностранцам и советским гражданам (именно так, отдельной строкой, – советским) въезда в пограничные с Советским Союзом районы Третьего рейха, а запрет этот вступит в силу 19 мая, то становится ясно, что, несмотря на относительное затишье в Северной Африке и даже события в Греции, на подготовку десантной операции на острове Крит, а она начнется 20 мая, немецкое командование не собиралось не то что отказываться, но даже оставлять хоть сколько-нибудь в стороне, на втором плане, подготовку и осуществление агрессии против Советского Союза.

Даже в этой ситуации, когда объективно силы верховного командования вермахта были отвлечены на подготовку крупнейшей, как потом выяснится, воздушно-десантной операции периода Второй мировой войны – высадки на остров Крит, Гальдер был уверен, что наступление на Советский Союз может начаться уже 3 июня. Судя по его записям, обсуждать можно было только детали, уточнения типа "Командование 17-й армии группы армий "Юг" не намерено использовать тяжелую артиллерию для первого удара. Резервы должны располагаться за левым флангом. Что будет со Словакией – вопрос. Две дивизии следует оставить там".

Неудивительно, что советское военное командование в эти дни обсуждало новый вариант плана стратегического развертывания Вооруженных сил на западе и востоке, в котором Германия уже однозначно рассматривалась как источник агрессии, как сторона, готовая нанести неожиданный удар в любой момент. И к этому удару надо было быть готовыми.

К этому моменту уже становилось понятным, что масштабная высадка немецких войск в Англии – это блеф, отвлекающий маневр. Неожиданный перелет Рудольфа Гесса в Англию, конечно, давал повод для всякого рода домыслов. Но арест Гесса, как и сам факт обнародования англичанами этого события, показывали, что возможной сделки или какого-то соглашения между Лондоном и Берлином достигнуто не будет. И единственная преграда для погрязшего в амбициях фюрера – это пресловутое табу "как избежать войны на два фронта", что в случае нападения Германии на Советский Союз стало бы реальностью. Это, а также отсутствие разведданных о подготовке немецкой армии к войне в зимних условиях, оставались последними разумными контраргументами для тех, кому выпало тогда предугадывать возможные действия Гитлера. Что, как покажет время, оказалось задачей нерешаемой.

Уроки истории. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация