Авторские материалы У Х5 Retail Group появился серьёзный конкурент: о поглощении “Магнитом” “Дикси”

18 мая 2021, 20:56

Персоны

"Магнит" зашел в "Дикси"! Стало известно о поглощении одним крупнейшим ретейлером страны другого. За 2,5 тысячи магазинов "Дикси" владельцы "Магнита" заплатят более миллиарда долларов. Сделку еще должна одобрить Федеральная антимонопольная служба. Но на рынке акции "Магнита" сразу взлетели на 3%. Что теперь будет с брендом "Дикси", изменятся ли ассортимент и цены в этих магазинах, разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

"Дикси" – одна из самых узнаваемых торговых сетей России. Магазины привлекают внимание слоганами "Заходикси" и "Просто. Рядом. По-соседски". Продуктовая сеть насчитывает по стране 2 650 магазинов. Она хорошо представлена и в Москве, и в Санкт-Петербурге. "Дикси" принадлежит компании Mercury Retail Group. А она, в свою очередь, – предпринимателям Игорю Кесаеву, Сергею Кациеву и Сергею Студенникову.

Сегодня другая крупнейшая сеть – "Магнит" – сообщила о достижении соглашения с Mercury о приобретении всех магазинов "Дикси" за 92 миллиарда рублей. Сумма может быть скорректирована. Сделка должна быть закрыта к 31 августа. Но это зависит от согласования с Федеральной антимонопольной службой. Ведь в случае поглощения на рынке появится игрок, сопоставимый с Х5 Retail Group (это "Пятёрочка" и "Перекресток"). Фактически второй ретейлер страны покупает третьего. Но в итоге от конкуренции покупатель только выиграет, говорит член совета Торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка, руководитель Центра развития потребительского рынка Московской школы управления "Сколково" Илья Ломакин-Румянцев.

ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ: Конечно, будет очень интересно смотреть на это "первенство". Если совсем недавно Х5 был безусловным лидером, то через какое-то время я уже не знаю, кому будет принадлежать "желтая майка лидера". Для нас с вами как потребителей это хорошо, когда существует такая плотная конкуренция; мы с вами оказываемся в выигрыше.

Основные владельцы "Магнита" – структуры банка ВТБ. 3 года назад они выкупили акции компании у бизнесмена Сергея Галицкого. У "Магнита" уже самое большое количество магазинов: более 21 тысячи. Если поглощение состоится, будет 24 тысячи. Это – одна из самых крупных сделок в данной области, отмечает вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Сергей Кузнецов. По его мнению, "Дикси" привлекателен для "Магнита", так как большая часть магазинов находится в Московском регионе и в Санкт-Петербурге.

КУЗНЕЦОВ: Процесс консолидации связан в первую очередь со стремлением сократить издержки и использовать общие стратегии. Если мы посмотрим, где в основном присутствует группа "Дикси", то мы увидим: Москва, Санкт-Петербург и сильное подразделение на Урале. Вот это было, видимо, стимулом для "Магнита". Это регионы, где их присутствие, с моей точки зрения, не должно было удовлетворять акционеров.

Впрочем, поглощение "Дикси" не означает, что этот бренд уходит с рынка. Как сообщил гендиректор "Магнита" Ян Дюннинг, "Дикси" продолжит существовать как отдельное юридическое лицо и магазины будут работать под существующим брендом: "Мы считаем, что персонал магазинов и головного офиса является одной из сильных сторон компании и приветствуем их как часть нашей объединенной команды".

Изменится ли что-нибудь для покупателей, которые уже привыкли к ассортименту и ценам "Дикси"? В ближайшее время этого ждать не стоит, полагает Сергей Кузнецов.

КУЗНЕЦОВ: По всей видимости, на первом этапе все останется как есть. Но дальше акционеры будут смотреть, куда развиваться. Они будут идти вслед за покупателем. Будут подстраиваться под изменение покупательского поведения. Это нормальная ситуация.

Некоторые эксперты даже полагают, что "Магнит" сделает из "Дикси" жесткий дискаунтер. То есть цены могут быть даже ниже. Но это – только предположения. И вряд ли это коснется всех магазинов. Большинство аналитиков всё же считают, что сделка не окажет влияния на цены и покупатели вообще ничего не заметят.

По итогам прошлого года выручка "Магнита" достигла полутора триллионов рублей. Чистая прибыль – почти 38 миллиардов. Магазины ретейлера ежедневно посещают около 13 миллионов человек. В компании работают 300 тысяч сотрудников. Финансовые показатели "Дикси" не раскрываются, но известно, что там работают примерно 40 тысяч человек.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация