Авторские материалы Без зарядки далеко не уедешь: с какими проблемами сталкиваются владельцы электромобилей в России

15 июня 2021, 10:04

Персоны

Строительство и подключение к сети – пополам: государство и бизнес разделят затраты на возведение зарядных станций для электромобилей. Минэкономразвития приготовило концепцию развития этого чистого для окружающей среды транспорта. И начинать придется что называется с нуля: даже в столице электрозаправок меньше, чем в каком-нибудь провинциальном немецком или голландском городке. А владельцы «электричек», как правило, заряжают аккумуляторы энергией от домашней сети. Подробнее – обозреватель “Вестей FM” Сергей Артемов.

Уже четвертый год, как жительница Нижнего Новгорода Лариса Горбунова сменила свою бензиновую машину на электрическую. И заправка у нее теперь, по сути, – дома.

ГОРБУНОВА: Да, счётчик крутится, но я могу сказать, что месяц полной зарядки, когда я эксплуатирую ее на полную, – это 1 000 рублей за свет. Это максимум. И за 2 года я на этой машине не поменяла ничего, кроме двух лампочек. За 2 года наездила почти 40 000 километров. То есть это 20 000 в год.

Руководитель отраслевого информационно-аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев тоже давно передвигается на собственной «электричке». И тоже основной заряд происходит из дома.

ПАНТЕЛЕЕВ: Обычные штатные зарядки работают с током в 10 ампер, опционные – 16 ампер. В принципе бытовая сеть как раз до 16 ампер рассчитана. Расчёт довольно простой: батарея – 16 кВт⋅ч, мощность на зарядке – 2,2 кВт. То есть, даже если мы берём “зимний сценарий”, когда зарядка идёт медленнее, как правило, 8 часов достаточно, чтобы полностью зарядить батареи. При этом полный заряд батареи летом обеспечивает порядка 120 – 150 километров пробега, зимой – 80 – 100 километров.

Экономия, по словам Пантелеева, – внушительная, особенно если электросчетчик – “умный” и все понимает.

ПАНТЕЛЕЕВ: Я стараюсь – по понятным причинам – пользоваться ночным тарифом. У меня трёхставочный счётчик, ночью стоимость киловатт-часа немногим более 2,5 рублей, что означает, что мне куда бы то ни было в Москве выбраться – именно учитывая расходы на электроэнергию – дешевле, чем одна поездка на любом виде общественного транспорта. Полная зарядка машины, если не ошибаюсь, порядка 40 рублей.

Владельцы электрических машин тянут розетки из своих домов не только потому, что это дешево, но и потому, что “на стороне” найти зарядную станцию непросто. В общественном доступе в Москве их около 150. И только примерно полтора десятка “суперзарядок”, где полностью аккумулятор заполняется за час. Установка подобных мощных и скоростных устройств лежит в основе концепции Минэкономразвития. Ведомство готово даже предложить бизнесу паритет: половину стоимости и размещения, а также половину цены подключения к магистральным линиям оно берет на себя, а это около 4 200 000 рублей. Остальное должны найти предприниматели. Сегодня на московских “суперзарядках” 1 кВт⋅ч стоит 10 рублей. Кстати, в эквиваленте – в 6 раз дешевле бензина. Но вот бизнес пока не торопится, по крайней мере в Нижнем Новгороде, рассказывает Лариса Горбунова.

ГОРБУНОВА: У нас в Нижнем, например, поставили на стадионе и на речном вокзале: 2 дорогие зарядки по 3,5 миллиона рублей – обе не функционируют, их вообще там даже нет. Есть ещё, говорят, в отеле «Кулибин». Я просто в Нижнем больше нигде не заряжаю, мне остальные места неудобны. Стали устанавливать дилеры. Например, у Jaguar есть – но они только своих пускают, там они продали несколько машин и только им эту карточку дали, остальных людей не пускают.

Так что пока владельцы зачастую строят свои маршруты так, чтобы на другом конце тоже была заветная розетка, продолжает Лариса.

ГОРБУНОВА: 90% я заряжаю дома от обычной розетки в 220 вольт. Но также у нас в Нижнем есть, например, «Мега». Если я еду за покупками, то могу оставить там машины – и через 2,5 часа она будет полностью заряжена.

Еще можно договориться, делится своим опытом Олег Пантелеев.

ПАНТЕЛЕЕВ: По месту работы, там, где мы арендовали офис в Москве, я договорился с руководителем офисного центра о том, чтобы мне на парковку вывели точно так же обычную бытовую сеть с розеткой в 220 вольт. Мне электричество предоставляли, по сути, бесплатно. Я оплачиваю только услугу паркинга – вне зависимости от того, приезжал я на электрической машине или на машине с двигателем внутреннего сгорания.

Когда в 1888 году жена изобретателя автомобиля Карла Бенца Берта отправилась в первое дальнее путешествие на машине, бензин для двигателя ей пришлось покупать в аптеке. Там он продавался как антисептик. Эта лавочка сохранилась по сию пору. С надписью у входа: «первая в мире АЗС».

Так что и через 130 с лишним лет заправка непривычных пока для россиян электромобилей – как правило, на паркингах торговых центров – не должна никого удивлять.

Развитие электрозаправок может пойти и с восточных рубежей России. Ведь все больше подержанных японских электромобилей завозится в Приморье. Недавно компания “Русгидро” впервые в стране обеспечила зарядками автодорогу между Владивостоком и Находкой. 190 километров – кажется, не так много – но водители теперь не рискуют заглохнуть в пути. Тарифы там разнятся: 11,40 за киловатт/час при быстрой зарядке и 8,30 – при медленной. Всего компания построила за полгода на Дальнем Востоке 23 зарядки. В перспективных планах – создание инфраструктуры электрозаправок на трассе от Владивостока до Москвы.

И планов таких – много. Государственных и частных. Воплощение же в реальности все новых “точек питания” для самых чистых машин будет зависеть от окупаемости. При упомянутых коммерческих тарифах в Москве зарядная станция должна работать без перерыва почти 47 лет, чтобы вернуть свою стоимость. И потому остается неясным, что в этом процессе должно быть первичным: покупка людьми все большего количества электромобилей, вслед за которыми потянутся зарядки на дорогах, либо – сначала нужно строить все же места заправок, дабы люди на деле ощутили, насколько это выгодно, удобно и под рукой. И потом массово пересели на персональные “электрички”.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация